Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика как род творческой деятельности и способ ее осуществления.






 

Социальная суть творчества — это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Чем по существу различается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое первично и представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

 

Три ступени профессионализма:

· обученность. процесс творческой деятельности идет успешно, надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств.

· умелость. Ее отличает способность решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов и методов и нередко – в новых условиях.

· мастерство — высшее проявление профессионализма. Это свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается готов к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества.

 

Виды деятельности журналиста:

· организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания массовых информационных потоков.

· моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов массовых информационных потоков

· редактирования, цель которой — привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией.

· собственно журналистское творчество

· выпуск массовых информационных потоков (точнее, их соответствующих фрагментов).

Все это, как единая деятельность — творческая деятельность журналиста.

· планирование массовых информационных потоков.

Система редакционных планов — то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно сформировать информационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки на машиностроительном предприятии.

· работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков и тем самым для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции. В нее входит отлаживание контактов и с представителями разных сфер деятельности, производящих массовую информацию; и с институтами власти; и с бизнесменами и общественными активистами со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и т.д., и т. п. Сюда входит и «работа с авторами». Здесь же—и проведение массовых акций (от сбора средств для семей тех, кто погиб в Чечне или в аварии на шахте, до конкурсов красоты). Здесь же — поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т. п.).

· подготовка и выпуск массовых информационных потоков.

 

Все тексты состоят с действительностью в семантических отношениях — как обозначающее с обозначаемым. Фокусируются эти отношения в понятии «тема». Все тексты, будучи предназначены для удовлетворения потребностей общества, имеют определенное социальное и культурное значение, то есть представляют собой в некотором роде ценность. В силу этого любой из них оказывается включен в прагматические отношения с действительностью, которые реализуют себя через использование произведения потребителем. Фокусом таких отношений является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Идея — откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей...

Любой текст обладает достаточно сложным строением — объединяет в себе организованное с помощью определенных правил так или иначе упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем синтактических отношений, возникающих между ним как единым целым и отдельными его элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы произведения, о его структуре и организации.

Факт. Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт», зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление». Ученые усмотрели серьезную необходимость различать онтологический и гносеологический смыслы этого понятия. В онтологическом смысле факт — «единица реальности, доступная наблюдению но существующая независимо от сознания человека»; в гносеологическом — «фрагмент сознания, отражающий единицу реальности». Но даже когда журналист соприкасается с фактом реальности, этот факт сразу превращается в факт сознания — сначала его собственного, потом общественного. Выхваченный из системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, искажающую действительность.

Ситуация - совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.

Ситуации различаются:

· по величине

· по времени

· ситуация – противоречие - «проблема».

Типы ситуаций:

позитивные ситуации (положительные публикации), те, что соответствуют первой ступени в развертывании ведущего противоречия.

проблемные ситуации (аналитические материалы); они характеризуют состояние объекта на второй ступени развертывания его ведущего противоречия.

конфликтные ситуации (критические выступления, сатира, складывающиеся на объекте в случае, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.