Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 31. Понятие услуги и сервисной деятельности, функции сферы услуг. Структура сферы услуг






Услуга- (ГОСТ 50646-94) — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребностей потребителя услуг.

Сервис- это обслуживание населения или предоставление ему услуг;

Сервисная деятельность- область человеческих взаимоотношений по реализации общественных, групповых и индивидуальных благ, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.

Услуга - действия, направленные непосредственно на потребителя; блага предоставляемые в форме деятельности

Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, которые оказывают услуги потребителю

Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

Материальная услуга - та, которая удовлетворяет материально-бытовые потребности.

Социально-культурная- та, которая удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.

Обслуживание - деятельность исполнителя при контакте с потребителем услуг.,

Сфера услуг - это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения.

К сфере услуг относятся: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги и т.п.

Отличительные особенности услуг:

1. Неосязаемость

2. нельзя хранить

3. оказание услуги- это деятельность, поэтому ее нельзя протестировать, оценить, тпрежде чем ее оплатят

4. изменчивость по своим качествам

5. неразделимость производства от потребителя

Сфере услуг как сектору экономики присущи следующие экономические и социальные функции.

Первой экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.

Вторая функция, относящаяся к экономическим – воспроизводство рабочей силы, осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению, например, услуги образовательных и просветительных заведений.

К третьей функции этой группы относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции включают, во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания.

Во-вторых, группа социальных функций обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания.

Рациональное использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений и определяет третью социальную функцию сферы услуг.

Четвертая социальная функция относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования

государства, охране общественного порядка.

В международной классификации отраслей принято выделять три сектора:

-первичный (с/х, рыболовство, охота)

-вторичный (добюывающ, обрабатывающ, пищев, легк, сторит-во)

-третичный (сфера услуг-взаимодействие с людьми)

Классификация услуг:

Классификация - распределение предметов, явлений, понятий, по каким-либо классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков

В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:

- производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);

- производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование, и т.п.).

В соответствии экономическими и социальными функциями сферы услуг в чистом виде существует немного видов услуг, которые формируют исключительно определенный по функциональной направленности сектор услуг. Поэтому целесообразно выделить в сфере услуг функциональную направленность:

· услуги, ориентированные на производство (, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем и т.д.);

· услуги, ориентированные на общество (включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики);

· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.);

· услуги личного характера (парикмахерские, фотоателье, разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.