Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Подготовьте устное сообщение для родителей об одном из методов (приемов) нравственного воспитания:( http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya33.html )






Подготовьте устное сообщение для родителей об одном из методов (приемов) нравственного воспитания: (https://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya33.html) упражнение в нравственном воспитании, пример родителей в нравственном воспитании, роль этической беседы, влияние художественной литературы на развитие нравственности человека.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Основной задачей нравственного воспитания является становление и формирование нравственных норм, нравственного поведения, нравственных чувств и нравственных качеств. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. Действенным средством воспитания нравственных чувств является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности. Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя. Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность». Поэтому воспитатель должен обратить особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка. К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другую художественную литературу, поэтому воспитатели стараются восполнить этот пробел в детском саду, читая детям на занятиях, в свободное время, перед сном. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых. Ребенок в дошкольном возрасте знакомится со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», затем «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д. В работе со старшими дошкольниками мы постоянно используем этическую беседу по прочитанным произведениям. Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, прочитав детям сказку В.А.Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла» можно задать детям такие вопросы: – Какое чувство у вас возникло к героям сказки? – Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу,
а это главное.)
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
— Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала
дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный». – Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными. – Какое дело совершила Белка?

В данном случае мы ставили перед собой следующие задачи: Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; -развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках; -воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим. -Закрепить понятие «бескорыстная помощь». Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Критерии отбора книг для чтения и рассказывания детям раскрываются в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев: • идейная направленность книги (например, моральный облик героя); •высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания произведения и его формы); • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; • конкретные педагогические задачи. Этими критериями мы и руководствуемся. Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.