Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование мировоззрения направленно-эстетической и гражданской культуры личности.






Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества.

Мировоззрение определяет общественно-политическую, нравственно-эстетическую позицию и поведение личности в разных сферах жизни (по И. Ф. Харламову). Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача.

Педагогическими условиями формирования мировоззрения наряду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся школьников являются:

- обеспечение научной доказательности, логической убедительности, непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера;

- придание общественной направленности обучению;

- соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе;

- стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;

- связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность;

- взгляды и убеждения самих педагогов, их личные и профессиональные качества.

Критериями сфорсированности мировоззрения личности являются:

А) значения важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для выработки мировоззрения;

Б) устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

В) развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

Г) проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.

Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, оценочных суждений, чувств, ценностей; сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения; способности к нравственному выбору.

Воспитание нравственной культуры как ядра духовной сферы личности – базис всей системы воспитания. Это обусловлено содержанием отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств: отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам; отношение к людям; отношение к себе; отношение к труду; отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию.

Методологической основой этого направления воспитания является этика - отрасль философии изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая к категории принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми.

Нравственная культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – формы поведения человека в повседневной жизни, в которых находят внешние выражения морально-этические нормы поведения.

Критериями сформированности нравственной культуры личности являются: а) развитость эмоциональной сфер; б) развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способности к нравственному выбору; в) сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

Сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности учащихся, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способности и умений в том или ином виде искусства.

Цель – эстетическая культура личности. Эстетическая культура – важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий уровень сформированности у нее эстетических знаний, потребностей, чувств, идеалов, интересов, эстетического вкуса, эстетического отношения к природе и искусству, а также умений эстетической (художественной) деятельности.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию направлено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; на формирование художественных и искуствоведческих знаний; на эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношению в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализация их творческого потенциала; выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театров, художественных выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера.

Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведению искусства, объектам природы; способность и умение художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Целью гражданского воспитания является гражданская культура личности. Гражданская культура – интегративное качество личности, характеризующее степень овладения общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, готовность личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность – качество, которое выражается в знании гражданских прав и обязанностей, выполнении гражданского долга, готовности трудиться на общую пользу, в непримиримости к антигосударственным проявлениям, в ориентации на гуманистическую идеологи.

Задачи гражданского воспитания условно объединены в 3 группы: формирование гражданского сознания; гражданских чувств; опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности.

Методами воспитания гражданской культуры и ее составляющих выступают: информирование и разъяснение, убеждение и внушение, предоставление образцов для подражания и деятельности, рассказ, беседа, диспут, лекция, упражнения в гражданской деятельности, использование общественного мнения, педагогическое требование в создании воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, поручения и др.

Критериями сформированности гражданской культуры учащихся могут служить следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других Законах Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.