Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление уровня развитиясвязной речи младших дошкольников






Связная речь детей четвертого года жизни имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависят от условий общения. К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.
Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошко­льном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно — об­следование должно проводиться человеком, который хорошо зна­ком ребенку, в непринужденной обстановке. Для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игруш­ки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны вклю­чаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.
Связная речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, выраженных синтаксически и лексиче­ски, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритетны линии развития разных сторон речи младших дошкольников. Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевой го развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, посколь­ку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи. От звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.

Остановимся на критериях, характеризующих связность речи:
—соответствие высказывания теме;
—структура высказывания (наличие начала, середины, конца);
—раскрытие микротем (в описаниях);
—последовательность изложения (в повествованиях). Оценива­ется также степень самостоятельности ребенка при рассказывании (самостоятельно, с помощью взрослого, невыполнение),

В соответствии с данными критериями выделяются уровни раз­вития связной речи детей.
/1 уровень — высокий. Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, характерные признаки объекта вы­деляются, используются элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического по­втора, синонимической замены). Повествования имеют четкую логи­ку и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь.
II уровень — достаточный. Описания состоят из двухчастен (воз­можно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цеп­ная связь, выраженная с помощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор), В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии ос­новной. В основной части действие развивается в целом последова­тельно, текстовая связность присутствует.
III уровень — средний. Описания характеризуются композици­онной незавершенностью. Микротемы выделяются, но лишь неко­торые из них частично раскрываются. Используются цепная и фор­мально-сочинительная связи, при доминировании формальной. Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последова­тельность действий в основной части. Наряду с цепной местоимен­ной связью используется и формально-присоединительная связь.

IV уровень — низкий. Описания и повествования состоят из пе­речисления отдельных частей объекта или предметов, изображен­ных на картинках, нескольких действий. Связи преимущественно формальные.

Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников.
Полученные в ходе обследования по нашей методике данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрыва­ются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг с другом. Это приводит к тому, что последовательность их постоян­но нарушается. Между предложениями преобладает, как отмеча­лось выше, формально-сочинительная связь. В качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, наречия. Это позволяет сде­лать вывод о необходимости использования механизмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологиче­ской речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.