Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика музыкальных способностей детей






Авторы: Н.А Ветлугина, О.П. Рыданова

Диагностическое задание 1

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

Детям предлагается для прослушивания (1 — 1, 5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

· сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

· проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

· наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:

· 1 балл — низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает;

· 2 балла — средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер;

· 3 балла — высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников:

· 24 — 30 баллов — высокий;

· 20 — 24 балла — средний;

· до 20 баллов — низкий.

Диагностическое задание 2

Цель: изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.

После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).


Марш из балета «Щелкунчик»

веселая игривая задорная звонкая забавная скачущая солнечная танцевальная спокойная гордая мужественная грозная сердитая торопливая праздничная маршевая отважная беспокойная стремительная осторожная уверенная прозрачная суровая грубая

«Песня жаворонка»

мечтательная ласковая задумчивая светлая легкая плавная печальная шутливая звонкая жалобная протяжная неторопливая спокойная тревожная сдержанная утренняя улыбающаяся тоскливая обиженная сердитая сказочная волшебная осторожная скачущая

Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?).

Диагностическое задание 3

Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников.

Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы.

1. Зачем людям нужна музыка?

2. Какие чувства выражает музыка?

3. Что ты любишь делать под музыку?

4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?

5. Каких композиторов ты знаешь?

6. Какая музыка у твоего любимого произведения?

7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?

Критерии оценки (табл. 15) основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребенок в мире музыки»).

Таблица 15. Критерии оценки восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста по программе «Детство»

Низкий уровень восприятия Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение
Средний уровень восприятия Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа
Высокий уровень восприятия Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки

4). Диагностика динамического чувства

Тест - игра " Мы поедем в " Громко-тихо" "

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт " Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова " Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в " громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики " форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение " крещендо" и " диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

5).Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест " Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из " Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. " Утреннее размышление"

2. " Сладкая грёза"

3. " Баба-Яга"

4. " Болезнь куклы"

5. " Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ( фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

6) Тест - игра на изучение чувства ритма

" Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня " Дин-дон"

2. Детская песня " Петушок"

3. М. Красев " Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается " спрятать" голос и " спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Дата, время Вид деятельности Задача, цель деятельности
01. 05. Утро д/и «Узнай какой инструмент звучит» Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
02.05 Вечер Чтение педагогом русской народной сказки в сопровождении музыки Помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
03.05 Драматизация сказки «Три поросенка» Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям
04.05 Утро Д/ и «Солнышко и тучка» Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).
05.05 Вечер Вечер музыкальных забав.. Инсценирование небольших музыкальных пьес, представляющих образы животных под музыку. Развивать умение чувствовать характер музыки, передавать образ музыкального произведения.
08.05 " Теремок", Слушание в грамзаписи фрагментов детской оперы Обогащать музыкальные впечатления, интерес к музыке.
09.05 Д/и «Большие и маленькие»   Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
10.05. Д/и «Музыкальная карусель»   Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
11.05 Вечер детской самодеятельности. Исполнение песен, музыкальных игр по желанию Побуждать детей к проявлению инициативы в самостоятельных выступлениях
12.05 Игра на музыкальных инструментах «Оркестр» Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне, вступать по указанию дирижера.

10. как 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.