Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приспособления.






 

Предвижу вопрос: «А не много ли элементов для одного раздела?»

Если я отвечу, что они очень взаимосвязаны, то вы наверняка еще зададите мне вопрос: «А разве другие элементы не взаимосвязаны? Вы же постоянно об этом твердите».

Правильно, немедленно соглашусь я, и эти «новенькие» четыре элемента тоже находятся в тесной «связке» со всеми другими элементами. Однако, «новеньких» я выделил не без основания. Они, прежде чем вступить в контакт с другими «сотоварищами по «системе», должны предварительно «сами организоваться» во взаимосвязанный и взаимозависимый «союз четырех», что для их полноценной реализации имеет очень важное значение.

Кстати, все, сказанное Кнебель в адрес «второго плана», в полной мере относится и к «союзу четырех»: он тоже должен быть хорошо разработан, нафантазирован, он тоже наполняет глубоким содержанием всю роль, помогает в процессе общения, зависит от глубокого проникновения в драматургический замысел автора...

А теперь, чтобы яснее стало наше представление о «союзе четырех», познакомимся с краткими характеристиками на каждый его элемент:

ХАРАКТЕР - решающая особенность психофизических свойств человека, определяющая его помыслы и поступки.

«ЗЕРНО» - особенность характера, психики человека, определяющая его индивидуальность, придающая его поступкам своеобразие, неповторимость.

ХАРАКТЕРНОСТЬ - не столько внешние приметы личности/ сколько ее особая психологическая окраска.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - особенная внутренняя и внешняя психофизическая форма общения людей, свойственная, присущая каждому человеку, его характеру, индивидуальности, «зерну».

Не будем вдаваться в наукообразность определений данных понятий (Станиславский категорически не претендовал на «научность» своих работ, я - тем более), рассмотрим их лишь с учетом нашей практической заинтересованности в них.

Обратим внимание, не только ради любопытства, что в определении каждого элемента присутствует объединяющая их особенность, связанная с «психикой» и «физикой»:

У характера — «особенность психофизических свойств человека»...

У «зерна» — «особенность характера, психики человека»...

У характерности - «особая психологическая окраска жизни образа»...

У «приспособления - «особенная внутренняя и внешняя психофизическая форма общения людей»...

Забегая вперед, отмечу, что благодаря этой общей особенности, «союз четырех», при работе актера над ролью, имеет решающее значение в создании образа - как его внутренних, так и внешних свойств проявления, потому что именно «союз четырех» обеспечивает единство и целостность этих проявлений в образе, придает ему неповторимость и «персональное очарование».

Практическая заинтересованность «союзом четырех» определяется вот какими их качествами.

«Зерно» - это такое психофизическое самочувствие, такая особенность, которая позволяет артисту жить не только в предлагаемых обстоятельствах, заданных автором, но и в любых иных ситуациях.

В 60-х годах актриса Малого театра Вера Николаевна Пашенная в день спектакля «Васса Железнова» уже с утра «входила в образ», в «зерно». Она звонила в Министерство «бескультурья» и возмущалась, что чиновники этого ведомства не уделяют должного внимания искусству. Она звонила в местные органы и требовала, чтобы в городе была чистота и порядок, что мало на улицах дворников и городовых. Грозила, что в случае невыполнения ее требований, она примет самые жесткие меры, дойдет до градоначальника. И слово свое она держала крепко: встречалась с Председателем Моссовета и устраивала ему «выволочку», причем все это она проделывала без реверансов, «с опорой голоса на диафрагму», на мощном темпераменте.

Пашенная знала еще одну тайну о «зерне»:

«Зерно» - это темперамент артистороли, понятие эмоциональное, не умозрительное, напрямую связанное с характером.

А характер Пашенной в день спектакля - это был характер ее Вассы, властной хозяйки.

 

Характерность - физическая характеристика образа, возникающая как результат его внутреннего содержания.

Великий Хмелев, работая над образом Каренина, поставил цель: овладеть характерной манерой своего персонажа - хрустеть пальцами.

Он «хрустел» везде и постоянно, над ним смеялись коллеги: «Вы своим хрустом не только Анну сживете со свету, но и всех нас выживете из театра». Но, ни что не могло остановить Хмелева, и он добился своего. Этот его знаменитый «хруст пальцев», эта яркая характерность, чем овладел он в совершенстве, помогли ему проникнуть в глубь характера Каренина, создать образ.

Хмелев-то уж наверняка от самого Станиславского знал секрет работы над характерностью:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.