Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения вибрационной чувствительности в старости 2 страница






«оси» исторического времени.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится

соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биогра-

фо-исторических датах. Наблюдения за изменениями моды в разных сферах жизни обнаружили

быструю смену перцептивных установок людей в зависимости от хода исторического

времени. Оказалось, что восприятия человека и социальных групп человеком

(социальная перцепция) всегда соотнесены с особенностями исторической эпохи и жизни

народа, они могут быть измерены и с помощью системы исторического времени. Такое

измерение распространяется на всю сферу индивидуального сознания. «Историзм»

человеческого сознания распространяется фактически на все вещи и предметы, созданные

людьми в процессе общественного производства и образующие искусственную среду

обитания, расположившуюся в естественной среде обитания (природе).

С историческим подходом к личности и ее психической деятельности связаны ведущиеся

психологами онтологические поиски путей построения теории личности «во

времени» в противовес чисто структурным ее определениям, абстрагированным от

реального временного протекания ее жизненного цикла. Таких поисков было много,

причем почти все они были начаты в 20-30-х годах нашего столетия. Отметим наиболее

интересные из них, хотя в методологическом отношении они представляются современному

исследователю крайне несовершенными.

Особо следует выделить выдающийся труд замечательного ученого и клинициста

Пьера Жане85, сделавшего первую попытку обозреть психологическую эволюцию личности

в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические

ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историче-

85 Janet P. L'evolution psychologique de la personality Chahine. — P., 1930.

129

Человек как предмет познания

ское время в единой системе координат эволюции личности. Такой постановкой вопроса

П. Жане положил начало генетической теории личности, хотя и не смог (в силу

состояния науки того времени и противоречий собственной методологической позиции)

решить поставленную проблему.

Труд П. Жане имел и важное методологическое значение для разработки специальных

принципов исследования психологической эволюции личности (психографического,

лонгитюдинального и др.).

Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта

Бюлер86, чей труд о человеческой жизни как психологической проблеме считается основополагающим

при изучении жизненного цикла и генетических связей между его

фазами. Ш. Бюлер наметила три аспекта такого изучения. Первым из них является

биолого-биографический аспект — исследование объективных условий жизни, основных

событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект

связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции

внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности,

истории творчества индивида в разных случаях жизни — в общем, уровня и масштаба

объективации сознания.

Ш. Бюлер принадлежит одна из первых попыток исследовать различные типы

жизненных циклов и роль отдельных факторов, фаз и структурно-динамических особенностей

личности в образовании этих типов. Вопреки ее идеалистической концепции

собранный ею эмпирический материал оказался весьма важным сводом сведений

о целостности и генетических связях жизненного пути человека.

В 30-е годы складывается новая, советская психология. В это же время один из ее

выдающихся представителей С. Л. Рубинштейн посвящает проблеме жизненного пути

личности специальные главы своих общетеоретических трудов87. Генетическое исследование

взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в этих

трудах в связи с основными проблемами психологии личности. С. Л. Рубинштейн в общей

форме исследовал действие как «клеточку» сознания и деятельности в их единстве и

обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта. Применение принципа

развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классификации

основных видов деятельности человека как основных ступеней его развития88.

Заслуживают особого упоминания сравнительно-биографические исследования, выявляющие

пики творческого развития, в том числе время первичного проявления таланта,

возрастные распределения периодов подъема и упадка продуктивности таланта89.

86 Biihler Ch. Der menschliche LebensJauf als psychologisches Problem. — Leipzig, 1933.

87 Рубинштейн С. Л. Основы психологии. — М.: ГИЗ, 1935; Его же. Основы общей психологии. — 2-е изд. —

М.: Учпедгиз, 1946.

88 В более общем плане, безотносительно к проблемам жизненного пути человека, исторический подход

к сознанию и деятельности человека разработан Л. С. Выготским в книге «Развитие высших психических

функций» (М.: Изд. АПН РСФСР, 1960) и А. Н. Леонтьевым в книге «Проблемы развития психики

» (2-е изд. — М.: Мысль, 1965).

89 См., например: Пэрна Н. Я. Ритм в жизни и творчестве. — Пг.: Петроград, 1925; Lehman H. С. Age and

Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953; Szewczuk, Wlodzimirz. Psychologia cziowiecka goroslego. —

Warszawa, 1962. — Отметим, кстати, что В. Шевчук исходит из классификации фаз жизни по доминирующей

деятельности (игра, учение, труд).

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Сравнительно-статистический анализ биографических дат и событий обнаруживает

сложное переплетение биологического и исторического времени в хронологическом

возрасте человека. В определенных ситуациях развития хронологический возраст

функционирует как один из социальных регуляторов. Примечательны в этом отношении

явления «входа» (включения) и «выхода» (выключения) человека «из

общественной деятельности», описанные психологом В. Шевчуком на основании обработки

им известных данных Ф. Гизе (табл. 8)90.

Таблица 8

Возраст включения личности в общественную деятельность и выключения из нее

Включение,

- %

2, 5

19, 5

45, 4

18, 3

6, 2

2, 2

3, 0

Возраст,

лет

15

20

25

30

35

40

45

.Выключение,

%

_

2, 8

8, 1

Включение,

%

-

-

Возраст,

лет

50

55

60

65

70

75

80

Выключение,

%

6, 5

13, 5

16, 8

24, 1

17, 4

7, 7

1, 8

Отвергая распространенные в литературе биологические и субъективистские

концепции жизненных циклов человека, В. Шевчук указывает, что возрастные характеристики

биографических дат определяются не биологическими уровнями

и психологическими структурами, а конкретно-историческими условиями общественной

жизни. Это, конечно, верно, так как слишком позднее включение некоторых

групп людей в общественную деятельность и еще более раннее выключение из

нее демонстрируют специфические особенности жизни человека в капиталистическом

обществе. Однако невозможно игнорировать тот фундаментальный факт,

что и в этом обществе, как и во всяком другом, включение связано преимущественно

с переходом от созревания к зрелости, а выключение — с наступлением (преждевременным

или своевременным) старости или интенсификацией процессов старения.

Приведенные данные характеризуют исторические сдвиги возрастной изменчивости,

но вместе с тем и более общие социально-биологические преобразования, расширяющие

диапазон возрастных возможностей человека в те же самые промежутки

жизненного цикла, которые оценивались у предшествующих поколений. Но как бы

Ни варьировали сроки включения человека в общественную жизнь в качестве самостоятельного

деятеля, сам факт начала деятельности имеет фундаментальное значение

для жизненного пути человека. Все предшествующее развитие (от рождения

(до зрелости) совпадает с последовательной сменой ступеней воспитания, образова-

90 Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 94.

Человек как предмет познания

ния и обучения формирующегося человека. Все эти ступени, преемственно взаимосвязанные

и перспективно ориентированные на подготовку человека к самостоятельной

жизни в обществе, составляют все же лишь подготовительную фазу жизненного

пути человека. В генетическом отношении эта фаза исключительно важна

не только потому, что воспитание есть основная форма направленного воздействия

общества на растущего человека, социального управления процессом его формирования

как личности. Не в меньшей мере важно и то, что в процессе социального формирования

личности человек образуется как субъект общественного поведения и познания,

складывается его готовность к труду.

Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания

к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умственной

и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является

жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную

жизнь.

Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной

жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение

и отношения на пороге самостоятельной деятельности, — все это отдельные

моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе. Прежде всего

оно есть старт самостоятельной профессиональной деятельности. По данным

В. Шевчука, отношение точки старта к различным периодам отрочества, юности и

зрелости таково: в период 11-20 лет — 12, 5 %; 21-30 лет — 66 %; 31-40 лет — 17, 4 %

и т. д.91 В общем, старт творческой деятельности совпадает с самым значительным

по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь.

Однако общие и средние данные о начале профессиональной деятельности значительно

изменяются при рассмотрении точек старта в различных видах деятельности.

В самые ранние годы эти точки располагаются в такой последовательности: балет,

музыка, поэзия. Наиболее поздние, даже за пределами третьего десятилетия, — наука,

философия, политика.

Но дело не только во времени старта, в хронологии начала творческой деятельности.

По мнению Д. Освальда, начало научной деятельности определяет многое

в замыслах и стратегии такой деятельности в более поздние годы. О высокой продуктивности

начального периода научного творчества свидетельствуют обработанные

Г. Леманом биографические данные о важных трудах и открытиях молодых ученых,

особенно в области математики и химии. Путем сопоставления подобных данных

за несколько веков он пришел к выводу, что творческая активность начинающих

ученых возрастает, «энергия старта», в общем, прогрессирует92. Все это, конечно, связано

с общим прогрессом науки и методов профессиональной подготовки в разных

видах деятельности, повышающих уровень и ускоряющих темпы формирования

субъекта труда. Подобная тенденция проявляется достаточно определенно особенно

в нашей стране.

31 Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 101.

92 Lehman Н. С. Early Achievement and Total Output //Journal of Applied Psychology. — Vol. 30, — 1946; Young

Thinkers Achievements //Journal of Genetic Psychology. — Vol. 74. — 1949; Men's Creative Production Rate

at Different Ages and in Different Countries // Scientific Monthly. - Vol. 78. - 1954. - P. 321-325.

132

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Еще больший интерес исследователей привлек другой момент жизненного пути

личности — кульминационный момент наивысших достижений в избранной деятельности.

Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимости

созданных человеком ценностей.

Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема

деятельности с момента старта. Так, например, кульминационные моменты в хореографической

деятельности располагаются между 20-25 годами, в музыкальной и поэтической

— между 30-35 годами (по данным В. Шевчука и др.), в то время как в научной,

философской и политической областях кульминация достигается значительно

позже, между 40-55 годами.

В обширных статистико-психологических исследованиях Г. Лемана в качестве

кульминационных моментов научного творчества указываются периоды в 35-40 и 40-

45 лет. Однако в зависимости от структуры и методов той или иной науки кульминационные

даты («пики») значительно варьируют. Более ранние (до 30 лет) достижения

высшей продуктивности отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) — у математиков

и физиков, инженеров в области электроники. Более поздние (35-39 лет)

кульминации отмечены у астрономов, геологов, патологов93. В среднем кульминация

для многих специальностей наступает около 37 лет.

Стремление выразить в хронологических датах онтогенетической эволюции человека

вехи жизненного пути оправдано, конечно, тем, что возраст человека всегда есть

конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Однако

условность средних величин кульминации не требует особых доказательств. Дело в

том, что снижение продуктивности ученого, художника, писателя, инженера может

быть временным. После периода снижения или творческого упадка чаще всего наступает

новый подъем, новая кульминация, которую по зрелости достижений трудно сопоставить

с предшествующими, если даже они были в количественном отношении

более продуктивными94. Многими исследователями признается существование второй

кульминации в более поздние годы, но в оценке ее объема и значимости имеются

серьезные расхождения. Все эти вопросы требуют исследования на очень большом и

современном материале, причем не только из области науки и искусства, но и изо всех

видов общественного производства и культуры.

Несомненно, однако, что существует определенная зависимость кульминации от

старта, а старта деятельности — от истории воспитания личности. В такой же мере

можно предполагать наличие связи между финишем и кульминацией. Имеется довольно

много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60-70 лет,

причем в последнее десятилетие их количество даже несколько увеличивается. Бесспорно,

что это связано как с фактом одаренности, так и с более благоприятными условиями

для творческой деятельности в наше время. Несомненно также, что верхний

период одаренности невозможно установить с такой же степенью определенности, как

трудоспособность (которая поддается нормированию с точки зрения пенсионного законодательства).

Не менее очевидно и то, что финиш деятельности не есть лишь функ-

93 Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953.

94 См. об этом в кн. Пэрна Н. Я. «Ритм в жизни и творчестве» (Л., 1925).

Человек как предмет познания

ция старения как стадии онтогенетической эволюции. Говоря о финише деятельности,

мы имеем в виду завершение процесса развития субъекта деятельности и познания,

что зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций

и условий жизни личности в обществе.

Мы не можем считать все потенциалы личности и субъекта «исчерпанными» в

процессе старения индивида, против этого говорят факты, которые мы рассматривали

раньше. Поэтому в ближайшем будущем человечество, надо полагать, найдет более

рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жизненного

пути, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением жизненного

опыта.

Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как

история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных

отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и

действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни.

Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает

жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал.

Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой

игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным

поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством

общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные

малые и большие группы — коллективы) — все это проявления социальной

активности человека в его собственной жизни.

Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состояний

основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или

менее точно определен хронологически-биографическим методом. Калсдая из этих

фаз: подготовительная, старт, кульминация («пик»), финиш — характеризует структурное

изменение субъекта деятельности.

Значительно сложнее обстоит дело с определением аналогичных фаз в истории

развития человека как личности. Несомненно лишь, что подготовительные фазы развития

личности и субъекта совпадают. Однако определить основные моменты становления,

стабилизации и финиша личности можно лишь путем сопоставления

сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданскому состоянию,

экономическому положению, семейному статусу, совмещению, консолидации

или разобщению социальных функций (ролей, характера ценностей и их переоценки

в определенных исторических обстоятельствах), смене среды развития и

коммуникаций, конфликтным ситуациям и решению жизненных проблем, осуществленности

или неосуществленности жизненного плана, успеху или неуспеху —

триумфу или поражению в борьбе. Определение фаз развития личности по комплексу

подобных параметров — одна из важных задач научной теории личности в социологии

и психологии.

История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве

и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется (как это видно, например,

в отношении возраста). В еще большей мере важно учитывать и обратное влияние

социального развития на изменение человеческой природы и жизненного пути

человека, на его онтогенетическую эволюцию.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

7. Влияние жизненного пути человека

на его онтогенетическую эволюцию

Новая генетическая психология исходит, как писал Л. С. Выготский, из понимания

психического развития как диалектического единства двух принципиально различных

рядов и основную задачу исследования видит в адекватном изучении каждой

возрастной ступени95. Одним из этих рядов, по его определению, является натуральный

ряд развития, другим — культурное или социальное развитие. Особенно важно

изучение законов «сплетения» обоих рядов развития на каждой возрастной ступени,

поскольку феноменальная картина развития, свидетельствующая о таком сплетении,

описана достаточно выразительно.

Мы обратимся к двум фрагментам картины развития, которая позволяет предполагать,

что в силу действия различных факторов происходит как конвергенция, так и

дивергенция обоих рядов развития ребенка. Об одном из подобных явлений писал

Л. С. Выготский вслед за Де-Фризом и Монтессори. Речь идет о так называемых сенситивных

периодах как о периодах повышенной восприимчивости ребенка к внешним

воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального

формирования интеллекта и личности.

В настоящее время мы имеем возможность более точно определить природу сенситивных

периодов, которые представляют собой типичное проявление конвергенции

натурального и культурного развития ребенка. Мы можем такие состояния повышенной

восприимчивости ребенка к социально-культурным (педагогическим) воздействиям

охарактеризовать через комплексные признаки коррелируемых функций,

сенсибилизированных к определенному моменту обучения (воспитания). Эта сенси-

билизированность функций является эффектом взаимосвязи «созревания» функций

и научения сложным системам действия. Такая взаимосвязь обеспечивает более высокий

уровень функционирования мозга96.

Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса

созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического

воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд развития).

Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в

целостном психическом разшгтии ребенка, о которых писал Л. С. Выготский. Но в этом

сллетении отчетливо проявляется ведущая роль социального развития, детерминированного

направленным воздействием общества на индивида (воспитание). Многосторонни

проявления социальной детерминации индивидуального развития экономиче-

93 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — С. 51.

См. подробнее об этом в наших работах: Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания //

Пробл. обучения и воспитания в начальной шк.: Сб. — М: Учпедгиз, 1960; Человек как предмет

воспитания. Перспективы педагогической антропологии//Сов. педагогика. - 1965. — № 1; Важная

проблема современной педагогической антропологии. Онтогенетические свойства человека

и их взаимосвязь//Там же. — 1966. — № 1; Проблемы педагогической антропологии // Там же. —

1966. - № 5.

Человек как предмет познания

скими, политическими и другими факторами. Общим эффектом воздействия этих

факторов является феномен акселерации физического развития детей и подростков в

современных условиях97.

Данные сравнительно-антропометрических исследований многих ученых в СССР,

Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, США, Японии, Великобритании, Скандинавских

странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития

детей и подростков. Эти сдвиги объясняются тем, что благодаря ускоряющемуся

росту материальных и духовных средств цивилизации увеличивается количество

факторов (социальных, биотических и абиотических), воздействующих на разные механизмы

развития подрастающего поколения.

Обобщение многих данных антропологии и медицины нашей сотрудницей

Т. В. Карсаевской позволяет выделить наиболее важные проявления акселерации физического

развития. Так, например, вес детей в 1 год стал больше, чем в предшествующие

десятилетия, удвоение веса в настоящее время отмечается в 4-5 месяцев вместо

6 месяцев по прежним педиатрическим стандартам. Физическое развитие ребенка в

наше время опережает развитие ребенка в 1880 г. на 18 месяцев. Ребенок 5 '/2 лет имеет

сейчас приблизительно такой же вес и рост, как семилетний в 1880 г. Отмечаются более

ранние сроки прорезывания молочных и остальных зубов, окостенения скелета

и ускорение моментов окончания роста, а также параллелизм в акселерации общего

роста, веса, охвата груди, формы головы и т. д.

Акселерация общесоматического развития детей детерминируется многими факторами,

но среди них решающее значение имеют изменившаяся структура питания,

улучшение гигиенических условий и профилактических средств, учет конституционально-

генетических компонентов развития в оздоровительной практике. В связи

с действием этих факторов отмечается влияние акселерации умственного развития,

поскольку оно связано с интенсификацией корковых функций как регуляторов физического

созревания.

Акселерация общесоматического развития влияет на изменение темпов и характера

полового созревания, которое, в свою очередь, влияет на общесоматическую эволюцию

в периоды отрочества и юности. Однако крупные сдвиги в темпах полового созревания

трудно объяснить лишь этими прямыми связями с общесоматическим

созреванием и преимущественным действием ранее упомянутых факторов. Этого недостаточно

для объяснения значительно более раннего начала первых менструаций

и более раннего перекреста роста и веса мальчиков и девочек, т. е. общего ускорения

полового диморфизма в развитии. Имеются основания предположить, что к числу

факторов акселерации полового созревания могут быть отнесены такие социально-

культурные особенности развития, как ускорение темпов умственного развития детей

в современных условиях, все возрастающая их умственная и практическая активность,

включение в различные системы массовых коммуникаций и т. д.

Акселерация процессов роста и созревания бесспорно является показателем все

более мощного сплетения органического и социального в индивидуальном развитии

человека, одним из проявлений конвергенции этих «принципиально различных», по

97 Обзор современного состояния этой проблемы дан в работах; Карсаевская Т. В. К вопросу о факторах,

влияющих на физическое развитие человека // Филос. уч. зап. каф. обществ, наук Ленинграда. —

Вып. 4. — Л.: Изд. ЛГУ, 1965; Зельцлер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

выражению Л. С. Выготского, рядов индивидуального развития человека. По существу

говоря, в акселерации, помимо других форм взаимосвязи биологического и социального,

проявляется взаимосвязь онтогенетического развития и жизненного пути

человека уже в начальные стадии человеческой жизни.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося

человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное

поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования,

тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.