Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные науки 6 страница. разработанными областями знаний о так называемых психосоматических






разработанными областями знаний о так называемых психосоматических

переключениях, психотерапии, единстве воспитания и развития, гетерогенных связях

между ними, сходных с явлениями психосоматического переключения, и т. д.

С ускорением технического прогресса, колоссальным укрупнением его масштабов в

связи с социальными процессами и в технических науках приобретают все большее значение

«человеческие факторы» производства. Среди этих факторов — особенности деятельности

человека как оператора в системе «человек—машина», взаимосоответствие

характеристик машины и человека, проектирование высшей техники с учетом этих характеристик

и возрастающих требований к комфортности условий труда человека в автоматизированном

производстве. Значение этих факторов особо учитывается при проектировании

систем техники и средств отображения (индикационных устройств в сложнейших

системах дистанционного управления машинами), определении технических

требований к оптимальной совместимости индивидов в групповой деятельности и т. д.125

122 В медицинской литературе она нередко фигурирует в виде казуистических описаний и анализа диагностических

ошибок, в педагогической литературе — в виде монографических этюдов воспитания и т. д.

123 В психологии личности, дифференциальной психологии и т.д. широко распространен психографический

метод.

124 В криминологии и смежных областях индивидуальные картины преступления и преступников обязательны.

125 См.: Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем / Под ред. Б. М. Теп-

лова, К. М. Гуревича — М: Просвещение, 1966.

78

Глава 2. Становление системы человекознания

Технические науки по мере их антропологизации и гуманизации техники все более

сближаются с медицинскими науками в комплексе таких проблем, как жизнеобеспечение

операторов в сложных автоматических системах (например, в космических

кораблях, реактивных самолетах и т. д.), автоматизация систем техники безопасности

и гигиенических условий труда, оптимальное кодирование и т. д. Создаются крупные

ассоциации технических и медицинских наук — индустриальная медицина, космическая

биология и т. д.

С другой стороны, происходит сближение технических и педагогических наук в

проблемах тренажа и тренажеров, рационализации методов политехнического и

производственно-технического обучения и переобучения, воспитания конструктивно-

технических способностей и т. д.126 Показателем этого сближения, как обычно, является

создание психологических дисциплин на границах наук, развивающихся во

встречном направлении. В системе технических наук, как и в системе самой психологии,

возникла инженерная психология, вышедшая далеко за пределы психологии труда

с ее традиционными проблемами профориентации и профотбора, рационализации

движений и т. д.

Инженерная психология предъявила известные требования к педагогической психологии,

такие как построение эффективных режимов тренинга и процедур воспитания

операторов, формирование психологической готовности к труду в новых условиях

высокоавтоматизированного производства и т. д.

На Ьснове объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической

психологии строится новая, техническая или индустриальная педагогика^ Еще

большее значение имеет применение современных технических средств в процессе воспитания

и обучения (обучающих машин127, программированного обучения, телевидения,

оптической и акустической техники). Педагогическая техника и технология становится

крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук.

Трудно переоценить значение расширения и все более продуктивного объединения

медицинских, педагогических и технических наук для становления системы человекознания.

Это объединение обеспечивает гуманизацию техники и высокую действенность

современных средств диагностики и лечения, воспитания и обучения,

с которыми связаны операции изучения людей. Вместе с тем нельзя игнорировать тот

факт, что это объединение не только носило, но и продолжает носить стихийный характер.

В нашей стране оно несколько более направленно в связи с перспективным

планированием в масштабе всего общества и единством мировоззрения ученых в любой

области науки. Однако мы не найдем в нашей научной литературе, особенно фи-

лософско-социологической, обсуждения проблем и перспектив комплексного управления

взаимодействием основных теоретических и прикладных наук о человеке.

Между тем мы обладаем теорией научного коммунизма, на основе которой возможно

единое целенаправленное развитие этих наук и комплексное проектирование

фундаментальных преобразований в человеческом развитии. Именно с позиций этой

126 См., например, кн. «Система " человек и автомат"» (М.: Наука, 1965).

127См., например: Крэм Д. Программированное обучение и обучение машины. — М.: Прогресс», 1965. —

В нашей стране развитие программированного обучения и внедрение в процесс обучения современных

средств радиоэлектроники связаны с деятельностью А. И. Берга и его многочисленных последователей.

79

Человек как предмет познания

теории нужно было бы оценить социальные и антропогенетические последствия тех

научных открытий и технических изобретений, которые более или менее точно можно

предвидеть в ближайшие десятилетия.

Одной из попыток в этом направлении был международный обмен мнениями,

организованный редакцией журнала «Проблемы мира и социализма» и центром марксистских

исследований в Руайомоне в мае 1961 г. В своем вступительном слове Анри

Ложье справедливо отметил, что «время, когда общество могло позволить себе, чтобы

индивидуальные открытия и изобретения стихийно вторгались в жизнь человека, прошло

бесповоротно. В нашу эпоху общественный прогресс все больше зависит не

столько от научных открытий самих по себе, сколько от их разумного, организованного

применения на благо человечеству»128.

Такого взгляда придерживаются многие передовые мыслители и ученые современности.

Обсуждение актуальных проблем технического прогресса в его отношении

к социальному и культурному развитию, этических аспектов технического прогресса,

вопросов свободного времени и возможности творчества в условиях социально-технического

прогресса ведется на всех уровнях современной публицистики.

Великая научная и техническая революция современности дает основание для самых

смелых прогнозов, охватывающих будущее ноосферы Земли и освоение человеком

космоса, открытие новых гигантских энергетических источников, создание принципиально

новых материалов, изобретение высокоэффективных автоматизированных

систем в промышленности, сельском хозяйстве, на земном и космическом транспорте.

Многие из предстоящих великих открытий и изобретений будущего обсуждались на

международной встрече в Руайомоне; им посвящены специальные научные работы129

и, конечно, обширная современная научно-фантастическая литература.

Многие из возможных открытий будут иметь весьма значительные социальные

последствия, в том числе и опасные для самого существования человечества, если прогрессивные

силы мира и социализма не сумеют поставить под свой контроль использование

результатов технических изобретений и научных открытий.

Особенно важно учесть это обстоятельство при оценке различных научных прогнозов

относительно изменения самой человеческой природы с помощью прикладной

генетики или кибернетики. Наступающая эра биологии сулит колоссальное повышение

общей продуктивности биосферы, изобилие продовольствия для всего человечества,

уничтожение многих заболеваний, увеличение продолжительности жизни человека.

Вместе с тем эта эра таит в себе неопределенность будущего самого человечества

и человека, так как социальные последствия некоторых возможных открытий могут

стать опасными в большей степени, чем полезными.

В своем очерке будущего науки П. Л. Капица, касаясь будущего биологических

наук, писал: «...положим, что ученым в конечном счете удастся найти метод производства

искусственно направленных мутаций, которые изменят вид человека. Тогда возникает

интересный и весьма дискуссионный вопрос — вопрос о создании изменений

128Ложъе А. Вступительное слово на международном обмене мнениями // Какое будущее ожидает человечество:

Сб. — Прага: Мир и социализм, 1964. — С. 26.

129 См., например: Капица П. Л. Будущее науки // Наука о науке: Сб. - М.: Прогресс, 1966; ТомсонД. Предвидимое

будущее. — М.: ИЛ, 1958 и др.

80

Глава 2. Становление системы человекознания

вида у человека. Это открывает возможность менять и структуру общества аналогично

тому, как описано у Олдоса Хаксли в смелой фантастической утопии " Новый прекрасный

мир"»130. Вряд ли можно разделить оценку перспектив евгенической селекции,

обрисованных О. Хаксли. Но нам хотелось бы особенно подчеркнуть, пользуясь

таким примером, что будущее биологических наук действительно может оказать самое

непосредственное влияние на судьбы человечества.

Об этом хорошо сказал А. Ложье в своем вступительном слове в Руайомоне: «Успехи

биологической науки предвещают, что уже в недалеком будущем, скажем, в течение

нескольких поколений, родители смогут заранее предопределять пол своих детей.

Другая вполне реальная перспектива — наделение живых существ, в том числе и человека,

желаемыми физическими и духовными качествами. Сейчас трудно предвидеть

возможные социальные последствия таких открытий. Они могут взорвать традиционные

и другие отношения и институты в обществе столь же эффективно, как ядерная

бомба угрожает сейчас испепелить наши города. Чтобы избежать подобных

социальных потрясений, человечество должно стать сознательным творцом своего

будущего»131.

Первая из перспектив, отмеченных А. Ложье, очевидно, может оказаться полезной

лишь в связи с долгосрочными демографическими прогнозами и социальной организацией

пропорциональных соотношений полов в каждом поколении. Но уже в отношении

этой перспективы возникает вопрос о том, что несет с собой возрастающая зависимость

будущего человечества от настоящего состояния людей, их представлений

и вкусов; включая моду, капризы которой коснутся и предопределения пола. Вопрос

о праве предрешать судьбы будущего приобретает особую остроту в отношении второй

перспективы, о которой говорил А. Ложье.

Допустим, что генетика сделает осуществимым произвольное регулирование не

только пола, но и всех индивидуальных (физических и психических) свойств человека.

Тогда, несомненно, перед всем естествознанием встанет проблема, с которой имели

дело только социальная теория и педагогика, — о ценности тех или иных свойств,

которыми хотят наделить родившегося человека.

В социальной теории и педагогике проблема формирования ценных для общества

и индивида свойств решалась и решается определением целей воспитания, соответственно

которым строятся программы и перспективные линии, методы и техника процесса

воспитания. Все это очень выразительно было обозначено А. С. Макаренко как

«проектирование личности». Но для всякой серьезной социально-педагогической теории

сложность этой проблемы заключается именно в том, что люди настоящего времени

в сегодняшней ситуации общественного развития должны предопределить общее

направление развития (физического, умственного, нравственного и т. д.) людей

будущей эпохи.

Необходимо создать для будущей эпохи, руководствуясь идеалами и научными

прогнозами, людей всесторонне развитых и с весьма пластичной организацией, способной

к изменениям в изменяющемся мире, к активному творческому преобразова-

130 Капица П. Л. Будущее науки // Наука о науке: Сб. — С. 127.

131 Ложье А. Вступительное слово на международном обмене мнениями // Какое будущее ожидает человечество:

Сб. — С. 26.

Человек как предмет познания

нию действительности. Напротив, жесткая программа с однозначно заданным и ограниченным

кругом свойств, характерная для казенной педагогики и консервативных

социальных теорий, всегда таит в себе опасность тормоза общественного и культурного

прогресса.

Вполне возможно, что с успехами генетики естествознание столкнется с подобной

проблемой проектирования будущего человека. Как оно будет решать эту проблему

само, без помощи социальной теории и педагогических наук? Какие свойства желательны

и нежелательны для будущего человечества и человека?

Надо полагать, что без определения общественных целей проблема свойств человеческой

природы не может быть даже правильно поставлена. Это касается не только

сложных нравственных свойств личности, черт ее характера и интеллекта, но и самых

элементарных, общих свойств нервной системы, например силы нервных процессов,

которая долго считалась абсолютным преимуществом по сравнению со слабостью нервных

процессов.

Теперь известно, что слабый тип нервной системы, отличающийся низкой степенью

вьщосливости, характеризуется вместе с тем значительно более высоким уровнем чувствительности,

чем сильный тип, т. е. такой сенсорной организацией, которая имеет важное

положительное значение для многих видов деятельности. Сильный тип с большей

работоспособностью корковых клеток обладает несравненно большей выносливостью

по отношению к нагрузкам и экстремальным условиям. Относительность каждого из

этих свойств и возможности их многообразных компенсаций в зависимости от задач

воспитания требуют глубокого комплексного анализа критериев оценки свойств человека

с точки зрения медико-биологических и социально-педагогических наук, объединенных

марксистско-ленинской теорией общественного прогресса.

Известно, однако, что современная буржуазная социология пытается совместить

отрицание понятия общественного прогресса с социальным прогнозированием.' Так,

например,, американская научная организация «Рэнд корпорейшн»132, планирующая

будущее на 100 лет вперед, представляет это будущее без социальных революций и преобразований,

к тому же социальные последствия научных открытий не оцениваются

комплексно.

Между тем крупные научно-технические преобразования влекут за собой многообразные

социальные и психофизиологические изменения не только в умственном,

но также в нравственном и физическом развитии человека. Эти изменения не всегда

носят глобальный положительный характер. Нередко с положительным эффектом совмещается

отрицательный в какой-либо из сфер развития. Для всестороннего учета

эффектов внедряемых в практику новых технических средств (массовых коммуникаций,

образования и т. д.) необходимо комплексное прогнозирование. В таком прогнозировании

обязательно должны принимать участие представители основных областей

прикладного человекознания.

132 По данным Роберта Юнга, в этой организации, финансируемой военно-воздушными силами США, работают

почти 300 ученых разных специальностей (математики, инженеры, экономисты, социологи, психологи,

логики и др.). Однако в перечне специальностей отсутствуют медики и дидакты, хотя многие

прогнозы касаются будущности здравоохранения, общественного воспитания и образования (Юнг Роберт.

Электронный оракул // Иностранная литература. — 1967. — № 1).

82

Глава 2. Становление системы человекознания

В общей картине ожидаемых научных открытий американские ученые из упоминавшейся

организации «Рэнд корпорейшн» наметили превращение обучения в приятное

времяпрепровождение еще до конца семидесятых годов нашего века. Оснований

для такого прогноза у них было достаточно: широкое применение в процессе обучения

новых технических средств массовой коммуникации (кино, радио, телевидения,

звукотехнических аппаратов), программированного обучения и обучающих машин133,

усиливающих обратные связи и индивидуализацию обучения, и т. д. Вполне возможно,

что в семидесятых годах будет достигнуто всеобщее применение обучающих машин,

созданы автоматизированные библиотеки, общедоступные устройства для скоростного

автоматического перевода и т. д. Все это обеспечит, по мнению американских

ученых, превращение обучения из долгого и трудного процесса умственной

работы в приятное времяпрепровождение.

Имеется в виду далее не только автоматизация средств обучения, но и разработка

различных способов непосредственной передачи в мозг обучающихся обобщенной и

обработанной информации, ввода и закрепления информации в памяти человека во

время естественного сна — так называемой гипнопедии — и т. д. Заметим, кстати, что

опыт обучения иностранным языкам методом гипнопедии проводится в ряде советских

лабораторий и оказывается результативным при соблюдении некоторых условий134.

Допускается также использование более эффективных методов подкрепления

и усиления мотивации процесса учения с помощью психотропных фармакологических

веществ и т. д.

Надо признать, что теоретически вполне допустимо изобретение множества подобных

средств, благодаря которым станут возможными обучение грамоте чуть ли не

с двухлетнего возраста и ликвидация разрыва между сроками становления письменной

и устной речи. Теоретически допустима возможность использования в целях

обучения биохимических и психофармакологических средств, поскольку имеются важные

экспериментальные данные о молекулярных основах памяти135. Все это, повторяем,

возможно и как будто бы обеспечивает прием человеком возрастающих масс информации,

устраняя вместе с тем долгий и трудоемкий процесс усвоения знаний.

Некоторые ученые полагают, что таким путем будет наиболее полно использован

гигантский потенциал человеческого мозга — прием и переработка около миллиона

миллиардов единиц информации.

В общем, человек как потребитель информации, вырабатываемой современным

человечеством, может быть обучен сравнительно быстро с помощью чудесных достижений

радиоэлектроники и молекулярной биологии. Однако все становится куда более

сложным, когда мы рассматриваем воспитательные проблемы обучения как средства

формирования человека в качестве субъекта познания, производителя новой ин-

133 Некоторые ученые усматривают в этом начало новой эры образования и выход из кризиса систем образования,

основанных на письменности (см., например: Miller, NealE. Graphic Communication and the Crisis

in Education // Audio-Visual Communication Review. — Waschington, 1957).

134 См., например: Близниченко Л. Д. Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного

сна. — Киев: Наукова думка, 1966.

135 Биологическая основа следов памяти. Симпозиум № 20/Под ред. К. Прибрама//Материалы XVIII

Междунар. психол. конгр. — Вып. 20. — М., 1966.

Человек как предмет познания

формации, способного созидать новые ценности культуры и техники. Это тем более

необходимо, что ученые (например, У. Р. Эшби, Прайс и др.), обсуждающие проблему

будущего науки, исходят из постоянства кривой распределения интеллекта и полагают,

что, хотя цивилизация стремительно прогрессирует, сила воспитательного воздействия

на интеллект человека остается неизменной.

Определение меры полезности для развития человека того или иного средства обучения

возможно только при учете целостной системы воспитания, взаимозависимостей

между умственной, физической, нравственной и другими частями воспитания.

Особенное значение имеет взаимосогласование в процессе воспитания умственного и

физического развития. Следует предусматривать, вводя те или иные средства умственного

образования, не только их прямые влияния на умственное развитие, но и

косвенные — на физическое развитие.

Определение меры полезности вновь вводимого средства обучения неразрывно

связано с более общим определением оптимального сочетания различных средств воспитания

в целях формирования человека. Умственные способности, необходимые для

усвоения знаний, формируются не только в процессе обучения, но и в общем процессе

психофизического развития, накопления индивидуального опыта и упражнения всех

сенсомоторных систем. Вместе с тем, как известно из современной психофизиологии

и геронтологии, постоянная тренируемостъ интеллектуальных функций составляет

главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия

человека. Умственный труд, обеспеченный необходимым образованием и культурой

учения, является ведущей силой, противостоящей инволюционным процессам.

Современная геронтология как медико-биологическая дисциплина показала, что физическое

долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм

воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте

для современного человека воспитанность интеллекта и способность к постоянному

интеллектуальному напряжению занимают центральное место. Так воспитание и обучение

сливаются с гигиеной и профилактикой преждевременного старения, а педагогические

задачи становятся неотделимыми от медицинских в широком смысле слова.

Как видим, определение полезности того или иного фактора для человеческого развития

может быть лишь комплексным. В системе человекознания подобные комплексные

прогнозы станут вполне возможными. Взаимодействие медицинских, педагогических

и технических наук будет способствовать осуществлению этих прогнозов на

практике.

Глава 3

Онтогенез

и жизненный путь

человека

1. Противоречия индивидуального

развития и его гетерохронность

Индивидуальное развитие человека, как и всякого

другого организма, есть онтогенез с заложенной

в нем филогенетической программой.

Нормальная продолжительность человеческой

жизни и последовательная смена стадий или фаз

индивидуального развития строго определены

этой программой и видовыми особенностями

Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание,

зрелость, старение, старость составляют основные

моменты становления целостности человеческого

организма. В онтогенезе человека возникают

и преодолеваются многие противоречия

между наследственностью и средой, различными

регуляторами жизнедеятельности (гуморальными

и нервными, кортико-ретикулярными и

кортикальными, первосигнальными и второсиг-

нальными), разными системами, органами и тканями

в целостной структуре организма. Одним

из существенных проявлений внутренних противоречий

онтогенетической эволюции следует

считать неравномерность развития различных

систем и их регуляторов.

Естествознание, психология, медицина и педагогика

накопили огромный фонд знаний о неравномерности

и гетерохронности роста и диф-

ференцировки тканей, костной и мышечной систем,

различных желез внутренней секреции,

основных отделов центральной нервной системы,

анализаторных систем детей и подростков.

85

Человек как предмет познания

В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-

психического созревания. Даты каждой из этих форм созревания расходятся весьма

значительно, и вариативность их возрастает по мере приближения к зрелости.

Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз

развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Однако

опыт морфофизиологического, биохимического и психофизиологического исследования

процессов старения показал, что гетерохронность инволюционных процессов

и неравномерность старения отдельных систем — капитальные явления позднего

онтогенеза человека, имеющие не меньшее значение для онтогенеза в целом, чем гетерохронность

созревания.

Становление целостности организма и стабилизация его на определенном оптимальном

для вида уровне в состоянии зрелости, зависящие от общих эффектов созревания,

сами определяют инволюционные процессы. Известно, что одним из важных

факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у нескольких поколений

долгожителей, однояйцевых близнецов и т. д. Однако этот фактор не единственный,

и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций

различных органов в зависимости от условий существования организма в среде обитания,

от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью

под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особенно функции

коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми вариабельными

являются вербальные функции больших полушарий головного мозга,

инволюция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедеятельности

связано с такими характеристиками использования, накопления и воспроизведения

ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую продолжительность

жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний

индивида, выражающие внутренние противоречия развития, следовательно,

содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних

случаях до долголетия в других.

Исследование этих возможностей составляет одну из главных задач геронтологии

как науки о старении, старости и долголетии человека. Эта новая наука всесторонне

изучает геронтогенез и обнаруживает явления старения одних органов и функций в

глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но и в юности. Далеко не

всегда, как мы увидим несколько позже, можно объяснить подобную гетерохронность

инволюционных процессов генетическими и вообще биологическими причинами.

Поэтому геронтология уделяет большое внимание исследованию образа жизни и режима

долгожителей, Нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоотношений






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.