Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Данные о времени словесно-ассоциативных реакций






Авторы

Мак-Гейе

И. А. Котляр

Д. М. Маянц и Ю. С. Юсевич

Мальчики

От 7 до 10 лет

1, 94 с

От 8 до 10 лет

2, 1 с

От 7 до 10 лет

1, 65 с

Девочки

От 7 до 10 лет

2, 59 с

От 8 до 10 лет

2, 9 с

От 7 до 10 лет

1, 9 с

Во всех случаях время словесно-ассоциативных реакций у мальчиков было несколько

меньше, чем у девочек. Если сопоставить эти данные с юнговскими, то окажется,

что возрастные различия (младший школьный возраст и взрослые люди) менее

15 Бойко Е. И. Время реакций человека. — М: Медицина, 1964.

Человек как предмет познания

значимы, чем половые, которые проявляют себя одинаково как в предпубертатном,

так и зрелом возрасте16.

Учитывая ранее приведенные данные, в частности сопоставление времени словесно-

ассоциативных реакций у подростков и взрослых, можно предположить, что фактор

полового диморфизма является более постоянным, чем возрастной. Об этом свидетельствуют,

например, данные Беллиса о возрастных изменениях психомоторных

реакций у здоровых мужчин и женщин с 20 до 60 лет (табл. 21)17.

Из данных табл. 21 следует, что хотя имеются некоторые различия в изменениях

скорости психомоторной реакции в зависимости от модальности сигналов (более выраженные

в слуховой системе, чем в зрительной), однако они совершенно незначительны

и их вполне можно игнорировать. Таким образом, необычайная близость психомоторных

реакций на свет и звук свидетельствует о том, что в их основе лежат не

рецепторные, а общие корковые механизмы.

Таблица 21

Возрастные изменения психомоторной реакции у взрослых людей

Возраст, лет

21-30

31-40

41-50

51-60

Реакция на световые раздражения

у мужчин

0, 22±0, 03

0, 26±0, 05

0, 27±0, 03

0, 38±0, 06

у женщин

0, 26±0, 02

0, 34±0, 04

0, 36±0, 03

0, 44+0, 07

Реакция на слуховые

раздражения

у мужчин

0, 19±0, 04

0, 24+0, 01

0, 25±0, 05

0, 37+0, 08

у женщин

0, 20±0, 07

0, 30±0, 11

0, 30±0, 04

0, 42±0, 08

Фактор модальности сигналов явно уступает по своему значению фактору возрастных

изменений. Постепенное замедление психомоторных реакций как на свет, так и

на звук происходит в периоды 21 -30, 31-40 и 41-50 лет. В 51 -60 лет замедление происходит

уже не столь плавно, а с более резким увеличением общей длительности психомоторных

реакций. Таким образом, это десятилетие является своего рода критическим

периодом старения функций, во всяком случае в их реактивной характеристике.

Фактор возраста оказывается, несомненно, значимым и многозначно проявляющим

себя в онтогенетической эволюции психомоторных реакций. Но не в меньшей

мере выступает как особый фактор развития и половой диморфизм, на который сам

16 Об этом можно судить по данным большого исследования Д. Палермо, изучавшего словесные ассоциации

и речевое поведение у детей, подростков, юношей и девушек. Он обнаружил большую продвину-

тость в речевом развитии у девочек и девушек сравнительно с их сверстниками. Сопоставление уровней

речевого поведения и усложнения словесных ассоциаций с хронометрическими показателями словесно-

ассоциативных реакций свидетельствует о своеобразной отрицательной зависимости между сложностью

словесно-ассоциативных структур и скоростью речевых реакций (Палермо Д. Словесные ассоциации

и речевое поведение детей// Изучение развития и поведения: Сб. — М: Просвещение, 1966).

17 Приведена по кн.: Бурльер Ф. Старение и старость. — С. 36.

Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

Ф. Бурльер, комментировавший эти данные, не обратил внимания18. Между тем ни в

одно десятилетие, ни в одной модальности средние величины скорости психомоторных

реакций у мужчин и женщин не совпадают. Во всех случаях у женщин реакции более

замедленны, чем у мужчин. За исключением возраста 20-29 лет, когда психомоторные

реакции па звук у женщин отличаются всего на 0, 1 с, все остальные периоды характеризуются

большим временем реакции у женщин как на звук, так и особенно на свет. Можно

думать, что этот феномен есть одно из проявлений роста тормозного процесса и усиления

его регулирующей роли в психомоторных реакциях.

Вместе с тем примечательно, что общая возрастная кривая замедления времени

реакции существенно модифицируется в мужском и женском типах развития. Психомоторные

реакции мужчин как на звуковой, так и на световой раздражитель замедляются

постепенно, за исключением периода от 51 до 60 лет. Именно в этот период

время реакции удлиняется с 0, 27 до 0, 38 с в зрительной области, с 0, 25 до 0, 37 с —

в слуховой.

У женщин отмечаются аналогичные явления в зрительной области до 51 -60 лет, а

в слуховой области величина реакции имеет два критических периода: при переходе

от периода 21-30 лет к периоду 31-40 лет наступает резкое замедление психомоторной

реакции (с 0, 20 до 0, 30 с). Затем в отличие от мужчин у женщин психомоторные

реакции на звук стабилизируются в виде константы в 0, 30 с, охватывающей два периода

(с 31 до 40 и с 41 до 50 лет). После этого наступает второй критический период

(с 51 до 60 лет), когда дальнейшее замедление резко усиливается, достигая величины

в 0, 42 с. Вместе с тем следует отметить, что критический период с 51 до 60 лет более

сильно выражен у мужчин, которые как в слуховой, так и в зрительной области теряют

относительно больше функциональных возможностей, измеряемых по психомоторной

реактивности.

Сопоставление данных, характеризующих возрастно-половые модификации общих

функций жизнедеятельности и психических функций, позволяет считать, что более раннее

созревание в женском типе развития является общей закономерностью для всех фун -

кций. Другой общей закономерностью является стабилизация функционального уровня.

Возможно, что поразительная стабильность величин (энергетических и сенсорных), свидетельствующая

о высоком уровне саморегуляции женского организма, является одной

из главнейших причин большего распространения случаев долголетия женщин, если

сопоставить статистику долголетия в разных условиях жизни людей.

Любопытно отметить, что до настоящего времени не дано научного объяснения

этим общеизвестным фактам. Впрочем, до настоящего времени генетика и эмбриология

не в состоянии еще объяснить и причину неравномерной рождаемости мальчиков

и девочек.

Закономерности образования пола, связанные с эмбриогенезом, хромосомной структурой

и генотипическои организацией в целом, а возможно, и с оогенезом, остаются пока

18 В своей более поздней работе Ф. Бурльер приводит новые данные Геронтологического центра имени

К. Бернара о возрастных изменениях времени реакции на световые раздражения. Эти данные свидетельствуют

об устойчивости половых различий с 20 до 80 лет в данной сенсорной сфере {Бурльер Ф. Методы

определения биологического возраста человека // Проблемы старения и долголетия: Сб. — М: Наука,

1966).

Человек как предмет познания

еще недостаточно изученными. Но известно из данных демографии и медицинской статистики

за многие десятилетия, что, в общем, мальчиков рождается больше, чем девочек.

Одна из первых попыток установления этого факта была сделана в 1884 г. главным

статистическим комитетом итальянского министерства промышленности и сельского

хозяйства. На основании статистических данных за 18 лет (с 1865 до 1883 г.) в 30 странах

было установлено, что ежегодно на 100 девочек рождалось в этот период 105 мальчиков19.

Подобных сводок в более поздний период не составлялось, но и в 1962 г. в книге

«Численность и расселение народов мира» (под ред. С. И. Брука) отмечалось следующее:

«Почти во всех странах мира, по имеющимся статистическим данным, число родившихся

мальчиков немногим превышает число родившихся девочек (среднее соотношение

105 к 100)»20.

Влияние различных социально-экономических условий, особенно развития промышленности,

а также войны приводит к резким изменениям в соотношении полов,

к так называемой избыточности женского населения. Эти общеизвестные факты свидетельствуют

о том, что на мужской состав населения падают большие трудовые и

военные тяготы, в связи с чем и отмечается большая потеря мужчин в молодые и зрелые

возрасты. Известный советский геронтолог 3. Г. Френкель убедительно показал

особое действие социально-экономических условий на изменение в возрастных соотношениях

полов.

Однако только этими условиями нельзя объяснить другого факта, относящегося

к младенчеству. Сам 3. Г. Френкель анализирует статистические данные о вероятности

смерти и средней продолжительности жизни для младенцев обоего пола и приходит

к выводу, что «общая величина вероятности смерти мальчиков на 20 % больше

величины вероятия смерти для девочек»21. Это различие, возможно, связано с большей

надежностью систем саморегулирования жизненных функций женского организма,

с чем мы ознакомились несколько раньше. Об этом же в еще большей мере, конечно,

свидетельствуют более частые случаи долголетия у женщин. На этот факт было

обращено внимание еще в прошлом веке.

В конце XIX в. Г. Плосс составил сводку сравнительной смертности мужчин и

женщин в 30 странах и пришел к выводу, что в 25 странах «число умирающих мужчин

превышает число умирающих женщин, нередко даже в значительной степени»22.

Он специально рассматривал случаи долголетия (более 85 лет) в Греции и установил,

что во всех «долголетних» контингентах (от 85 до 110 лет и более) число женщин

превышает число мужчин. Так, за 1878-1883 гг. среди людей в возрасте 100-

105 лет мужчин было 116, а женщин — 168, среди 110-летних было 20 мужчин и

34 женщины23.

Спустя полвека, на основании данных переписей в 10 странах мира 3. Г. Френкель

установил процентное соотношение мужчин и женщин в возрасте 60-64 и 65 и более

19 Приведено по кн.: Плосс Г. П. Женщина в естествоведении и народоведении. — Т. 1. — СПб., 1898.

20 Численность и расселение народов мира. — М.: Изд. АН СССР, 1962. — С.21. -

21 Френкель 3. Г. Удлинение жизни и деятельная старость. — М.: Изд. АМН СССР, 1949. — С. 200.

22 Плосс Г. П. - Указ. соч. - С. 109.

23 Там же. - С. 32.

Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

нет в разных странах (по расчету на 100 мужчин и 100 женщин всех возрастов). Эти

данные показывают, что если в период 60-64 года намечается лишь некоторое превышение

процента женщин, то в возрасте 65 лет и старше эта тенденция резко усиливается.

Например, в Англии (по переписи 1937 г.) женщин в возрасте 65 и более лет

было 9, 3 %, а мужчин — 7, 6 %; в Швеции соответственно женщин было 10 %, мужчин

— 8, 4 %; во Франции женщин — 10, 9 %, мужчин — 8, 6 %.

Резюмируя эти данные, 3. Г. Френкель пишет, что «все имеющиеся цифры говорят

о более частом доживании женщин, чем мужчин, до возраста преклонной

старости. Едва ли можно сомневаться, что главной причиной этого служит гораздо

большее распространение среди мужчин травматизма, артериосклероза как следствия

хронических интоксикаций алкоголем и сердечных неврозов, связанных с

злоупотреблением курением»24. Это объяснение нельзя все же считать полностью

удовлетворительным, учитывая исключительное многообразие социальных условий

и сравнительную однозначность явлений полового диморфизма в долголетии.

3. Г. Френкель ссылается в качестве демографического эталона на публикации австралийской

демографической статистики и пишет, что эти публикации «позволяют

с полной несомненностью установить факт более раннего и более частого на-

: тупления старческой дряхлости у мужчин, нежели у женщин»25. Эти данные относятся

к 1936 г.

В этой связи особенно интересны итоги всеобщей переписи-населения в СССР

1959 г. (а также последующих выборочных обследований по уточнению некоторых

данных). По данным этой переписи, в СССР проживают 21 708 человек в возра-

$те 100 лет и старше. Анализируя половой состав этой группы долгожителей,

7. Г. Подьячих пишет: «Лиц в возрасте 100 лет и старше оказалось значительно боль-

ше среди женщин: на 100 000 жителей в этом возрасте учтено 14 человек, а мужчин —

только 6»26.

Интересны сопоставления с учетом природных и этнографических различий. По

Украинской ССР установлены следующие данные: «Средний показатель среди мужчин

в 1959 году по УССР в целом 5, 6 %, а среди женщин — 11, 0 %... Более высокие

Показатели среди женщин, чем среди мужчин, наблюдались в 1959 году как среди го-

юдского, так и среди сельского населения... во всех без исключения областях»27. По

Узбекской ССР перепись 1926 г. показала, что в возрасте 60 лет и старше мужчин —

р, 7 %, а женщин — 6, 3 %; в возрасте 70 лет и старше мужчин — 1, 8 %, женщин — 2, 2 %;

в возрасте 80 лет и старше мужчин — 0, 3 %, женщин — 0, 5 %. Подобное же соотношение,

несмотря на существенно изменившиеся общественно-экономические условия,

было установлено переписью 1959 г. Во всех возрастных контингентах долгожителей

Число женщин превышало число мужчин28.

24 Френкель 3. Г. Указ. соч. — С. 109. — В своей интерпретации автор явно переоценивает значение экзогенных

факторов и недоучитывает роль эндогенных.

25 Там же, -С. 111.

26 Подьячих П. Г. Население СССР. — М: ГосПолитиздат, 1961. — С. 36.

27 Матвеев П. Т., Сачук Н. Н., Стахович В. А. К вопросу о географическом распределении долголетних

в УССР // Вопросы геронтологии и гериатрии: Сб. — М: Медгиз, 1962. — С. 256.

28 Захидов А. 3., Сергеева М. К. Сравнительная статистика долголетия в Узбекской ССР // Там же.

Человек как предмет познания

Этнографо-антропологическое различие между украинцами и узбеками, как видим,

нисколько не сказалось на факте постоянного превышения числа долгожителей

среди женщин (сравнительно с мужчинами).

Сопоставим в этих же целях данные по Эстонской ССР и Дагестанской АССР.

Вот что пишет В. Калнин в статье «К статистической характеристике долголетия в

Эстонской ССР»: «...среди мужчин лица в возрасте 80 лет и старше составляют 0, 9 %,

а среди женщин — 2, 1 %... Мужчины в возрасте 80 лет и старше составляют 25, 8 % от

общего количества лиц указанной возрастной группы, или на 1000 долголетних мужчин

приходится 2854 долголетних женщин. Преобладание женщин в возрасте 80 лет

и старше над мужчинами этого же возраста на протяжении рассматриваемого периода

постоянно увеличивалось»29.

Обратимся теперь к статистике долголетия в Дагестане, занимающем одно из первых

мест в мире по числу долгожителей. Исследователь этого вопроса Р. Ш. Аликиши-

ев пишет: «Мы изучаем людей, достигших возраста не ниже 100 лет... Предварительная

статистическая обработка полученного материала показывает, что среди долголетних —

77 мужчин (38, 5 %) и 123 женщины (61, 5 %), средний возраст равен 114, 5 года, в том

числе у мужчин — 110, 6, а у женщин — 117. Эти данные противоречат мнению некоторых

исследователей о большей продолжительности жизни на Кавказе у мужчин, чем у

женщин»30.

Таким образом, сравнительно-демографические данные показывают, что фактор

относительно большей жизнеспособности женщин сравнительно с мужчинами носит

общий характер, проявляясь в разных формациях и у разных народов в той или иной

модификации. Это подтверждается новейшими данными Статистического бюро

ООН, опубликованными в 18-м Демографическом вестнике ООН (за 1967 г.). За небольшим

исключением (Камбоджа, Индия и некоторые другие страны), во всех странах

мира отмечена большая средняя продолжительность жизни женщин. Подобная

закономерность отмечается как на уровнях максимальной средней продолжительности

жизни (например, в США у мужчин — 66, 8 и у женщин — 73, 7 года; в Японии

у мужчин — 67, 73 года, у женщин — 72, 95 года; в Швеции у мужчин — 71, 6 года и у

женщин — 75, 7 года), так и на уровне минимальной продолжительности жизни (например,

в Бразилии у мужчин — 39, 3 года и у женщин — 45, 3 года; в Гвинее у мужчин

— 26 лет и у женщин — 28 лет и т. д.).

Возможно, что половой диморфизм в динамике жизненного цикла человека, включая

поздний онтогенез и общую продолжительность жизни, имеет общебиологическую

природу. Сравнительное исследование продолжительности жизни самцов и самок

на различных ступенях эволюции беспозвоночных и позвоночных дало основание,

например, А. Комфорту сформулировать положение о том что «преимущество

имеет женский пол»31. Один из крупнейших биологов и геронтологов А. Комфорт

29 ЗахидовА. 3., Сергеева М. К. Сравнительная статистика долголетия в Узбекской ССР // Вопросы геронтологии

и гериатрии: Сб. — М.: Медгиз, 1962. — С. 273.

30 Аликишиев Р. Ш. Долголетие в Дагестане // Проблемы долголетия: Сб. — М: Изд. АН СССР, 1962. -

С. 17.

31 Комфорт А. Биология старения. — М: Мир, 1967. — С. 165.

Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

предложил объяснение, которое может считаться весьма аргументированной гипотезой:

«В общем, наиболее вероятно, что наблюдаемые половые различия в продолжительности

жизни обусловлены различиями в интенсивности обмена веществ и в типе

поведения, другими словами, они представляют собой следствие физиологического

полового диморфизма»32.

Социально-историческая детерминация всех свойств человеческого организма,

в том числе и возрастно-половых, осуществляется во многих направлениях и способствует

более полному проявлению природных возможностей человеческого развития.

Можно предположить, что одним из механизмов такой детерминации является управление

взаимодействием возрастно-половых и индивидуально-типических свойств

человека в процессе его социального развития.

32 Комфорт А. Биология старения. — М.: Мир, 1967. — С. 209.

Глава 5

Соотношение

возрастно-

половых и нейро-

динамических

свойств человека

в его

индивидуальном

развитии

1. Из истории вопроса

Возрастные и индивидуально-типические варианты

нейродинамики человека составляют как бы

самую непосредственную, феноменальную картину

человеческого поведения в реальной жизни.

Поэтому с возникновением объективной психологии

(«психорефлексологии», а затем и «рефлексологии

») В. М. Бехтерева возникла «генетическая

», или возрастная, теория развития поведения,

а затем и индивидуальная рефлексология,

начало которой было положено исследованиями

В. Н. Мясищева и его сотрудников, посвященными

проблеме типов нервной системы человека.

Типологическая (нейродинамическая) характеристика

детского и подросткового возраста впервые

была сформулирована Г. Н. Сорохтиным1,

который сделал также попытку установить корреляции

между нейродинамическим и конституциональным

типами развития.

К началу 30-х годов представителями бехте-

ревской школы были проведены десятки экспериментальных

исследований возрастных и индивидуально-

типических особенностей человека.

Распространение теории и метода условных рефлексов

на возрастную физиологию и педиатрию

составляет важнейшую заслугу Н. И. Красногор-

1 См., например: Сорохтин Г. Н. Тормозной тип // Новое

в рефлексологии и физиологии нервной системы: Сб. —

Т. 3. - М: ГИЗ, 1929.

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека...

ского. Вместе с открытием законов высшей нервной деятельности ребенка он разработал

учение о типах высшей нервной деятельности у детей. В этом учении Н. И. Красногорский

придал особо важное значение корково-подкорковым связям, изменяющимся в

процессе роста, созревания и развития, поскольку эти связи выражают единство внешней

и внутренней среды развивающегося организма. Он показал, что возрастание ведущей

роли коры головного мозга во всей нервной деятельности находится в определенном

соотношении с регулирующей деятельностью головного мозга в целом, от которой

зависит постепенное преобразование внутренней среды организма.

По Н. И. Красногорскому, в предпубертатный период происходят глубокие перестройки

организма, детерминируемые взаимной перестройкой нервных и эндокринных

механизмов. Он писал: «...половые гормоны резко повышают возбудимость центральной

нервной системы. На появляющихся безусловных половых рефлексах начинается

образование первых половых условных рефлексов. Корковые половые

рефлексы образуются и протекают по тем же физиологическим законам, как и все другие

рефлексы коры»2.

Глубокая перестройка подкорково-корковых связей детерминирована процессами

роста и созревания организма в целом. Поэтому Н. И. Красногорский считал необходимым

изучать характерные черты типа нервной системы в процессе их становления. Он

полагал, что этот процесс заключается в постепенном и противоречивом развертывании

той или иной констелляции свойств нервной системы. Н. И. Красногорский считал, что

только в юношеском возрасте «окончательно определяется тип нервной системы, сила

коркового контроля и направленность основных интересов, с которыми юноша вступает

в зрелый период своего существования»3 (курсив наш. — Б. А.).

Головной мозг человека постепенно подчиняет своему контролю изменяющиеся

в процессе роста и созревания функции, причем делает это сообразно собственной конституции,

т. е. типу нервной системы. Это положение еще в 1932 г. Н. И. Красногорский

убедительно доказал своими замечательными опытами с выработкой условных рефлексов

сердца у детей: а) ускорения сердечного ритма (при действии электрического тока +

красный свет); б) замедления сердечного ритма (надавливание на глазное яблоко — оку-

ло-кардиальный безусловный рефлекс + звук звонка). Он обнаружил некоторые общие

закономерности, в их числе то, что условная тахикардия образуется сравнительно быстро

и более непосредственно связана с комплексом эмоциональных реакций. Условная

брадикардия образуется медленнее (причем не у всех детей) и сопровождается более

противоречивым, неоднозначным комплексом реакций.

На основании этого электрокардиографического и нейродинамического исследования

был сделан очень важный специальный вывод: «Течение сердечных реакций

характерно для детей с различными типами высшей нервной деятельности. Так, например,

у ребенка (В. С.) красный свет превратился в условный раздражитель после

трех подкреплений электрическим током и вызывал большую и сильную реакцию

ускорения. У девочки (Л. Д.) ход образования рефлекса был другой: подкрепления

красного света электрическим током той же силы, что и у первого ребенка, вызвали

2 Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. — Т. 1. —

М: Медгиз, 1954. - С. 423.

3 Там же.

163

Человек как предмет познания

лишь слабый эффект общего возбуждения. В этот период образования рефлекса красный

свет не только не вызывает ускорения, а сопровождается отчетливым условным

замедлением ритма. Очевидно, вторая девочка обладала сильным корковым контролем

и развивала на электрический ток торможение, которое вызывало замедление-ритма

сердца. Однако, когда сила тока была увеличена, все же быстро наступила реакция

общего возбуждения. После этого условный рефлекс ускорения образовался, и красный

свет начал вызывать отчетливую тахикардию... Наш метод исследования дал возможность

дифференцировать различные типы реакций, которые отличают одних детей

от других»4.

Подобные кортико-висцеральные связи в нейродинамической типологии Н. И. Красногорского

занимают очень важное место. Благодаря учету динамики этих связей типологические

свойства нервной системы раскрываются в их регулятивной функции.

Нейродинамические свойства рассматривались им как проявление единого типа нервной

системы, который постепенно развертывается от детства к юности, но окончательно

складывается в юношеском возрасте. Поэтому возрастные особенности в. н. д.

являются, по Н. И. Красногорскому, вместе с тем состояниями развития нейродина-

мического типа, которым обладает данный индивид.

В исследованиях А. Г. Иванова-Смоленского и его школы, относящихся к этому

периоду, подобной ясности нет. Эти исследования скорее подводят к противоположному

выводу о том, что каждый возраст имеет свой нейродинамический тип, через который

проходит индивид.

Исследования школы А. Г. Иванова-Смоленского вошли в историю учения о типах

высшей нервной деятельности и оказали определенное влияние на нейротиполо-

гические исследования новейшего времени, чего нельзя сказать о почти забытых работах

представителей бехтеревской школы, а также лаборатории Н. И. Красногорского,

опубликованных в тот же период.

Однако, несмотря на различия между типологическими исследованиями в области

высшей нервной деятельности человека, существует общая черта, сближающая их

и отличающая от более поздних нейродинамических исследований типологии животных.

Эта черта заключается в обособлении нейродинамической типологии от общих

законов высшей нервной деятельности, от общих свойств нервной системы, констелляцией

которых являются типы. В области изучения высшей нервной деятельности

человека в 20-30-е годы было сделано еще очень мало для познания этих общих законов

и свойств. Число типологических конструкций во много раз превышало количество

реальных знаний об общих законах высшей нервной деятельности и основных

свойствах нервной системы.

Классическое учение о типах высшей нервной деятельности животных, созданное

И. П. Павловым, как известно, возникло в процессе изучения общих законов движения

нервных процессов и условнорефлекторной деятельности животных. Именно в

этой связи было обнаружено (путем сопоставления многих индивидуальных случаев)

наличие некоторых основных общих свойств нервной системы, в которых проявляется

тип нервной системы как нейродинамическая конституция головного мозга живот-

4 Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. — Т. 1. —

М.: Медгиз, 1954. - С. 337.

164

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамииеских свойств человека...

ных. Именно этот путь и оказался наиболее фундаментальным и серьезным, определившим

истинный прогресс теории нейродинамической типологии и ее проникновение

в медицину, общую биологию, зоотехнику, экспериментальную генетику, поведение,

психологию личности, педагогику и т. д.

2. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических

свойств в период роста и созревания

Начатые Б. М. Тепловым, а затем В. С. Мерлиным и др. психофизиологические

исследования нейродинамических типов человека, опирающиеся на достижения нейродинамической

типологии животных, составили новый этап в развитии учения о типах

нервной системы человека, принципиально отличный от нейротипологических

разработок 20-30-х годов. В этих исследованиях многообразными методами, комплексным

путем определяются структура и динамика основных общих свойств нервной

системы, многозначно реализуемых в различных видах психической деятельности человека.

Общее признание получили труды Б. М. Теплова и сотрудников его лаборатории,

наиболее глубоко и систематически разрабатывающих нейродинамическую типологию

в этом направлении5. В целях более строгого учета-различных факторов исследования

были проведены на взрослых людях. Исключение составили лишь исследования

H. С. Лейтеса и его сотрудников, на которых мы остановимся позже, поскольку

взаимоотношение возрастных и нейродинамических свойств у детей рассматривается

H. С. Лейтесом как специальная проблема типологических исследований. Однако нет

никаких оснований локализовать эту проблему только в ранней зоне человеческой

жизни.

Основная масса изучавшихся в лаборатории Б. М. Теплова взрослых людей относится

к различным возрастным фазам: юности, молодости и среднему возрасту. Следовательно,

если бы фактор возраста специально учитывался в этих исследованиях,

то были бы получены микровозрастные характеристики типов высшей нервной деятельности

взрослых людей, что весьма важно для диагностики собственно типологических

свойств нервной системы взрослых людей. Впервые такие микровозрастные

характеристики были получены нашей сотрудницей H. Г. Зыряновой. Этот опыт показал

целесообразность подобного подхода к взаимоотношению возрастных и нейродинамических

свойств взрослых людей.

При сравнительно-возрастных сопоставлениях следует учитывать возможность

половых различий, которые могут перекрывать, нейтрализовать или маскировать типологические

различия, не говоря уже о различиях возрастных. К сожалению, следует

отметить, что эти различия не учитываются даже там, где специально отбирают отно-

5 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М: Изд. АПН РСФСР, 1961. — См. также сборники

под ред. Б. М. Теплова: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. —

Вып. 1-6. — М: Просвещение, 1956-1967.

Человек как предмет познания

сительно равное число мужчин и женщин для опыта. Таковы, например, исследования

голландских ученых де Ланге, Ван-Левена и П. Верри, которые установили корреляции

между психологическими и электроэнцефалографическими явлениями.

В этой трудоемкой и обширной работе участвовали в качестве испытуемых 13 мужчин

и 11 женщин. Электроэнцефалографические и психологические исследования

проводились параллельно, независимо друг от друга, а затем их результаты сопоставлялись,

и выводились общие заключения о степени связи между электрофизиологическими

и психологическими характеристиками.

В психологические данные включались результаты тестов Роршаха, Бурдона, Кре-

пелина и др., на основании которых делались заключения о работоспособности, реакциях

личности на напряжения, ситуации и отношения, об установке и эмоционально-

волевых свойствах личности.

Оказалось, что корреляция возможна именно по группам (типам), т. е. что можно

сопоставлять типологические варианты электроэнцефалограмм и психологических

тестов. Среди четырех групп резко противопоставляются стабильные и лабильные,

возбудимые и тормозимые, к которым отнесены все испытуемые. При обсуждении

этого фактора Уолтер Грей выразил пожелание подвергнуть такому же исследованию

параметры, предложенные И. П. Павловым, — силу, уравновешенность и подвижность,

что, как известно, уже делается в школе Б. М. Теплова. Однако де Ланге,

Ван-Левен и П. Верри, равно как и участники Международного симпозиума по электроэнцефалографии

высшей нервной деятельности, не придали какого-либо значения

тому факту, что почти равное разделение испытуемых по полу проявило себя косвенно

в разделении всех испытуемых на группы, отличающиеся лабильностью и эмоциональной

возбудимостью, стабильностью и относительной уравновешенностью

поведения6.

В современных психолого-нейродинамических исследованиях фактор возраста

специально учитывается, пожалуй, только в лаборатории В. С. Мерлина. Сравнительное

изучение детей, подростков и взрослых, прослеживание развития темперамента

в различные возрастные периоды — все это позволило В. С. Мерлину поставить весьма

глубоко важнейший вопрос о соотношении возрастных и индивидуально-типических

особенностей человека. На основании как собственных, так и многих других

исследований, В. С. Мерлин пришел к следующему выводу: «Если мы сопоставляем

детей определенного возраста по какому-либо свойству темперамента, которое на данной

ступени раскрытия типа еще недостаточно выражено, то возрастные особенности

полностью маскируют данное индивидуальное свойство темперамента. При этом маскировка

происходит в том случае, когда несозревшее свойство темперамента сходно

с возрастными особенностями (как, например, раздражительность, склонность к страху

или гневу), и в том случае, когда несозревшее свойство темперамента контрасгиру-

ет с возрастными особенностями (как, например, интравертированность)... Однако

если мы сопоставляем детей того же возраста по такому свойству темперамента, которое

на данной ступени развития достаточно раскрылось, как например, неутомляе-

6 Ланге, Дж. В.Н. де, Ван-Левен, Сторм, Верри П. Ф. Корреляция между психологическими и электроэнцефалографическими

явлениями // Электроэнцефалограф, исслед. высш. нервн. деятельности: Сб. — М.:

Изд. АН СССР, 1962.

I

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека...

мость и работоспособность, то это отчетливо проявляется вопреки противоположным

возрастным особенностям»7.

В. С. Мерлин справедливо считает неправильным рассмотрение типа темперамента

(а следовательно, и типа нервной системы как его основы) как абсолютно постоянной

совокупности определенных индивидуальных свойств, вне процесса его возрастного

развертывания. Однако он не отождествляет возрастное развертывание с развитием

темперамента, поскольку оно есть «процесс становления новых качественных

особенностей, это и есть подлинное развитие темперамента в собственном смысле слова

»8.

Взаимоотношения возрастного развертывания и развития темперамента противоречивы

и составляют одну из движущих сил развития личности. Степень сопротивляемости

внешним воздействиям, равно как и пластичность изменений поведения, в

значительной мере зависит от того, как происходит развертывание природных свойств

личности. «...Развертывание темперамента под влиянием внешних условий всегда зависит,

— пишет В. С. Мерлин, — от возрастной ступени раскрытия темперамента»9. Это

положение находит свое подтверждение в ряде исследований лаборатории В. С. Мерлина10.

В лаборатории Б. М. Теплова аналогичные связи возрастных и индивидуально-

типических особенностей детей успешно изучаются Н. С. Лейтесом и его сотрудниками11.

В. Э. Чудновский сделал попытку синтезировать ранее полученные в школе А. Г. Иванова-

Смоленского нейротипологические характеристики с новейшими исследованиями

Б. М. Теплова и В. С. Мерлина, дедуцируя их общетеоретические выводы в области

детской психологии.

Как подчеркивает с самого начала В.*Э. Чудновский, «многочисленные факты указывают

на то, что нервную систему в раннем возрасте отличает именно сравнительная

слабость и очень высокая возбудимость, чувствительность»12. Признаками этих явлений

он считает быстроту первоначального замыкания временных связей (по В. Д. Не-

былицину, типичную для слабого типа нервной системы), легкую их разрушаемость,

неустойчивость, быструю истощаемость нервных клеток (подчеркиваемую А. Г. Ивановым-

Смоленским), яркую выраженность запредельного торможения, легкую тор-

мозимость при действии экстрараздражителей.

Соглашаясь с А. Г. Ивановым-Смоленским в его положении о существовании разных

сторон возбудимости, Чудновский особенно выделяет вместе с тем мысль Р. Е. Ка-

вецкого о том, что в понятие реактивности включается способность организма не только

воспринимать раздражение, но и отвечать на него определенными реакциями. По

Р. Е. Кавецкому, в условиях патологии явления возбудимости и реактивности могут

7 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964. — С. 181.

8 Там же. - С. 182.

9 Там же. - С. 183.

10 Проблемы психологии личности и психологии труда: Сб. — Пермь, 1960; Ильина А. И. Общительность

и темперамент у школьников. — Пермь, 1961.

11 ЛейтесН. С. К вопросу о возрастных особенностях школьников // Типологич. особенности высш. нервн.

деятельности человека. — Вып. 5. — М: Просвещение, 1967.

12 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям//Вопросы психологии. —

1963. - № 1. - С. 23.

Человек как предмет познания

резко расходиться. Интересно, что именно в связи с этой мыслью В. Э. Чудновский

формулирует одно из своих основных положений: «Но то, что для взрослого патология,

для ребенка может быть в известной степени нормой»13.

На основании ряда данных он приходит к следующему выводу: «Можно сказать,

что адекватность силы реакций менее характерна для слабой нервной системы, чем для

сильной. Как установлено в лаборатории Б. М. Теплова, слабые нервные системы реагируют

почти одинаково на различные интенсивности средней силы... Это — своеобразная

генерализация. Если при этом иметь в виду вывод, к которому пришел А. Г. Иванов-

Смоленский на основании многих экспериментальных исследований, — о большей диф-

фузивности,. генерализованности реакции у детей в младшем возрасте... то можно

с достаточным основанием говорить о сходстве особенностей нервной системы детей,

с одной стороны, с особенностями слабого типа у взрослых, с другой, по данному показателю.

По-видимому, сходство нервной системы ребенка со слабым типом нервной системы

является возрастной особенностью и ярче выражено у младшего дошкольника,

чем у старшего»14.

Следует вместе с тем иметь в виду и различие, которое заключается в более быстром

восстановлении сил у детей (сравнительно со взрослыми). С этим дополнением принимается

аналогия между слабостью нервной системы ребенка и взрослого, учитывая, однако,

что в первом случае она — возрастное, а во втором — типологическое явление.

Иначе, согласно данным В. Э. Чудновского, обстоит дело с другими свойствами

нервной системы. Так, в отношении подвижности он указывает на сложные, противоречивые

сочетания подвижности и инертности в общей нейродинамической характеристике

дошкольного детства. Но все же преобладающей следует считать характеристику

недостаточной инертности и более высокой, чем в последующих возрастах, подвижности

нервных процессов. В связи с этим В. Э. Чудновский пишет, что «имеется

достаточно оснований считать, что подвижность нервных процессов у ребенка во многом

зависит от возрастной слабости и неуравновешенности этих процессов»15. Вместе

с тем он полагает, что с возрастом развиваются не только некоторые стороны подвижности,

но и некоторые стороны инертности нервных процессов.

Что касается равновесия между возбудительным и тормозным процессами в их

отношении к уравновешенности как типологическому свойству нервной системы, то

автор основывается главным образом на старых данных школы А. Г. Иванова-Смоленского.

Анализируя эти данные, он приходит к выводу, что «поведение ребенка

с неуравновешенным в сторону возбуждения типом нервной системы должно обусловливаться

как бы сочетанием, «сложением» возрастной неуравновешенности и неуравновешенности

типологической, т. е. возрастные проявления в данном случае должны

как бы усиливать проявления типологического свойства. Поведение ребенка с относительно

уравновешенным типом высшей нервной деятельности обусловливается как

нейтрализацией, так и «вычитанием» возрастной неуравновешенности из уравновешенности

типологической»16.

13 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопросы психологии. —

1963. - № 1. - С. 24.

14 Там же. - С. 25.

15 Там же. - С. 27.

16 Там же. - С. 28.

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека...

Несомненно интересным является расчленение всей проблемы взаимосвязи меж-

ду возрастными и нейротипологическими особенностями на две стороны. Первая, которая

рассматривалась выше, составляет развитие самих типологических свойств.

Вторая сторона — своеобразие проявления тех или иных типологических свойств на

определенном «возрастном фоне». В этом плане В. Э. Чудновский основывается на

положении В. С. Мерлина, который считает весьма важным то обстоятельство, что в

детском возрасте типологические особенности наиболее ярко обнаруживаются у представителей

сильного уравновешенного инертного типа и слабого типа, так как у них

проявления типа контрастируют с возрастными особенностями поведения.

Наконец следует отметить важную мысль В. Э. Чудновского о том, что определенные

возрастные периоды в развитии типологических свойств выступают в роли своеобразных

сенситивных периодов для тренировки этих свойств.

В собственных экспериментальных исследованиях В. Э. Чудновского по изучению

• свойств типа нервной системы у детей-дошкольников преимущественное внимание уделяется

явлениям маскировки типологических свойств возрастными особенностями. Он

вновь подчеркивает, что «изучение свойств нервной системы детей неотделимо от проблемы

возрастных особенностей. Только одновременный учет как возрастных, так и

типологических особенностей открывает путь к раскрытию действительной сложности

проявления свойств типа высшей нервной деятельности ребенка»17.

Это положение доказано им путем последовательного сопоставления данных о младшей

и старшей группах дошкольников и сравнения с ними данных по нейродинамиче-

ским группам. В результате этого сопоставления В. Э. Чудновский пришел к заключению,

что «хотя слабость и преобладание возбуждения над тормозным процессом

являются общими свойствами детей младшего дошкольного возраста, удается

выделить группу детей с наибольшей слабостью нервной системы (у которых преобладание

возбуждения маскируется слабостью) и группу наиболее возбудимых (у которых

слабость нервной системы проявляется менее ярко)»18.

В дальнейшем В. Э. Чудновский установил, что выявление («развертывание», по

B.C. Мерлину) и развитие типологических свойств в дошкольном возрасте происходят

с разной интенсивностью в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Так,

например, тенденция к слабому типу проявляется в незначительном уменьшении реак-

\ тивности с возрастом. Тенденция к уравновешенному инертному типу характеризуется

быстрым усилением тормозного процесса и развитием инертности. Быстрое развитие

силы процесса, напротив, свойственно развертывающемуся возбудимому типу.

В качестве известной модели соотношения возрастных и типологических свойств

у детей-дошкольников была избрана характеристика поведения детей с неуравнове-

' шенным и уравновешенным типами нервной системы. Однако для любого из типологических

вариантов характерно, по мнению В. Э. Чудновского, то, что «проявление

соотношения возрастных и типологических особенностей во многом зависит от сла-

бости основных нервных процессов в дошкольном возрасте»19. Общая же тенденция

17 Чудновский В. Э. Изучение свойств типа нервной системы у детей-дошкольников // Вопросы психологии.

- 1963. - № 3. - С. 19-20.

18 Там же. - С. 19.

19 Чудновский В. Э. К вопросу о соотношении возрастных и типологических особенностей у дошкольников

// Тез. докл. на II съезде психологов: Сб. - Вып. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. - С. 37.

Человек как предмет познания

в изменяющихся взаимосвязях между возрастом и нейродинамическим типом заключается,

как правильно предполагает В. Э. Чудновский, «в постоянном усилении влияния

индивидуальных особенностей на поведение»20.

Весьма интересную интерпретацию экспериментальных исследований В. Э. Чуд-

новского дал Н. С. Лейтес, под руководством которого эти исследования осуществлялись.

Основываясь на установленных в лаборатории Б. М. Теплова данных о связях

слабости нервной системы с высокой чувствительностью, реактивностью и о связях

инертности нервных процессов с прочностью условных связей, Н. С. Лейтес предложил

собственную гипотезу.

В докладе на XVIII Международном конгрессе он указывал, что «распространение

изучения типологических свойств на различные возрасты, поиски экспериментальных

и жизненных показателей свойств типов нервной системы у детей с необходимостью

требуют рассмотрения вопросов взаимосвязи типологических и возрастных

особенностей»21. Согласно предложенной им гипотезе, «возрастная слабость нервной

системы детей, можно предполагать, определенным образом обусловливает яркость,

остроту восприятия, детскую впечатлительность. По-видимому, в ходе возрастного

развития происходит не только последовательное увеличение возможностей нервной

системы, но и ограничение некоторых ценных ее свойств»22. Это предположение заслуживает

внимания, и для его экспериментальной проверки особенно важно воспользоваться

так называемым лонгитюдинальным методом исследования.

Среди исследователей в настоящее время еще нет полного совпадения взглядов

о генезисе типов нервной системы у детей. Так, например, Т. И. Четверикова, изучавшая

развитие ребенка со слабым типом нервной системы в первые годы жизни (с первых

месяцев до 3, 5 лет), констатировала, что черты слабого типа проявились на первом

году жизни и на протяжении последующего развития лишь осложнялись и модифицировались23.

Н. П. Жукова из Горьковского НИИ педиатрии изучала адаптацию детей ясельного

возраста к новым условиям жизни в зависимости от типологических особенностей высшей

нервной деятельности. Ею наблюдались дети от 2 до 11 месяцев на протяжении

длительного времени, начиная с момента поступления ребенка в ясли, что и составило

20 Чудновский В. Э. К вопросу о соотношении возрастных и типологических особенностей у дошкольников//

Тез. докл. на II съезде психологов: Сб. - Вып. 2. - М: Изд. АПН РСФСР, 1963. - С. 37. - См.

также более позднюю работу Чудновского «О специфике типологических особенностей у детей дошкольного

возраста» (в сб.: Типологич. особенности высш. нервн. деятельности человека. — Вып. 5. —

М: Просвещение, 1967).

21 Лейтес Н. С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей // Материалы 9-го

симпоз. («Физиологические основы индивидуальных психических различий») XVIII Междунар. пси-

хол. конгр. — М, 1966. — С. 114. — В другой, более поздней, своей работе Н. С. Лейтес развивает эту

мысль: «...ход возрастного развития связан не только с приобретениями, но и с утратой некоторых ценных

качеств. Процессы становления, формирования одаренности во многом обусловлены соотношением

между наиболее устойчивыми чертами индивидуальности и преходящими особенностями возраста»

(см.: Лейтес Н. С. Возрастные этапы становления общих способностей // Тез. докл. конф. по психологии:

Сб. - Л.: Изд. ЛГУ, 1967. - С. 77-78).

22 Лейтес Н. С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей. — С. 114.

23 Четверикова Т. И. Картина поведения ребенка слабого типа// Тез. докл. на II съезде психологов: Сб. -

Вып. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. - С. 39.

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека...

точку отсчета в определении периода адаптации. В этом возрасте ей удалось определить

типологические особенности лишь у 40 из 73 детей. Это сам по себе интересный факт,

показывающий, что начало «развертывания» типологических свойств почти у половины

обследовавшихся детей относится к более позднему периоду, чем у другой части детей.

Но еще интереснее распределение детей, «развертывание» типологических свойств

у которых уже стало видимым, по группам. Картина этого распределения неожиданна,

так как в отношении более позднего периода (младшего дошкольного) В. Э. Чуднов-

ский обнаружил преобладание слабости нервных процессов, особенно тормозного.

Между тем Н. П. Жукова обнаружила, что среди 40 детей первого года жизни половина

(20) относилась к сильному уравновешенному типу, а у 10 проявились типологические

особенности сильного возбудимого типа. Остальные дети характеризовались

слабостью возбудительного и тормозного процессов. Именно эти дети (третья

группа — слабые) приспосабливались ко всему новому в режиме жизни и в условиях

яслей очень медленно. «Дети давали срывы, — пишет Н. П. Жукова, — что проявлялось

в длительном и резком беспокойстве, в нарушении сна, потере аппетита, остановке

или падении веса, снижении сопротивляемости к заболеваниям. Длительность

адаптации была наибольшей — от одного до трех месяцев»24.

Между тем дети первой группы (сильные уравновешенные) адаптировались в

кратчайшие сроки, от одного до 10 дней, весьма активно и пластично осваивали новые

условия с адекватными соматическими и поведенческими реакциями. Дети с сильным

неуравновешенным (возбудимым) типом адаптировались с большими трудностями,

но скорее и лучше, чем дети слабого типа.

Как интерпретировать эти данные Н. П. Жуковой, если сравнивать их с данными

В. Э. Чудновского? Что в опытах Н. П. Жуковой считать проявлением собственно возрастных

особенностей младенчества, а что — типологических? В какой мере можно

говорить о сильном, притом уравновешенном, типе нервной системы детей, если принимать

посылки В. Э. Чудновского?

Для ответа на эти вопросы следовало бы связать в одном, лучше всего индивидуально-

монографическом, исследовании оба возрастных периода. По такому пути пошла

М. В. Вовчик-Блакитная, которая начала изучать детей старшей ясельной и младшей

дошкольной групп, обратив особое внимание на сроки и темпы овладения детьми

речью, характер складывающегося соотношения между первой и второй сигнальной

системами.

Из предварительного сообщения об этом исследовании М. В. Вовчик-Блакитной

известно, что «своеобразная трудность составления типологических характеристик определяется

особенностями изучаемого возраста. Слабость процессов торможения у детей

и относительная недоразвитость их второй сигнальной системы могут привести к

ошибочному отнесению большинства детей к возбудимому и первосигнальному типу»25.

М. В. Вовчик-Блакитная, предвидя такую опасность, все же считает возможным дифференцировать

не только свойства типа нервной системы детей в этом возрасте, но и

21 Жукова Н. П. Характер периода адаптации детей к новым условиям жизни (в яслях) в зависимости от

типологических особенностей в. н. д. // Там же. — С. 40.

25 Вовчик-Блакитная М. В. К вопросу о связи типологических свойств со способностями // Там же. —

С. 275.

Человек как предмет познания

детерминированные ими специальные способности. Однако при такой постановке вопроса

положение оказывается еще более сложным, так как для специальных способностей

важнейшее значение имеет не только общий, но и парциальный тип нервной системы.

Как мы видели, весьма трудно соотнести общие типы с возрастными особенностями.

К этому, очевидно, следует еще добавить и парциальные типы, которые Л. И. Уман-

ский обнаружил у детей. По Л. И. Уманскому, уже у детей следует различать шесть уровней

парциальности типов высшей нервной деятельности: 1) подкорковая, безусловно-

рефлекторная парциальность; 2) подкорково-корковая; 3) корковая анализаторная

(преимущественные проявления свойств нервной системы в одном из анализаторов);

4) корковая межанализаторная парциальность как общая структурная характеристика

первой сигнальной системы; 5) межсигнальная парциальность, предполагающая типологические

различия во взаимодействии первой и второй сигнальных систем; 6) второ-

сигнальная парциальность, т. е. различия по сфере умственной деятельности и преобладанию

того или иного вида речи.

Л. И. Уманский нашел у испытуемых детей парциальность не на всех уровнях,

причем только у 10 % детей имелось сочетание парциальных типов, включая межсигнальный.

Что касается последнего, шестого, уровня парциального типа, то он может

появиться только в процессе длительного воспитания и развития. Предлагаемая

Л. И. Уманским многоуровневая, иерархическая система парциальных типов содержит

в себе генетические предпосылки, но требует длительного, систематического изучения

реального развертывания этого комплекса парциальностей, которое, очевидно, как-то

должно быть соотнесено с возрастным развертыванием общих свойств типа нервной

системы. Эта труднейшая задача, очевидно, будет решаться в дальнейшем.

В исследованиях Л. И. Уманского интересна и другая тенденция — связать развитие

сенсомоторных действий детей (игровых и трудовых) с типологическими особенностями

нервной системы. Им показано, что по средней скорости выполнения одного

простого движения и всего действия наиболее контрастируют лабильные и инертные

типы детей одного и того же возраста. Вместе с тем упражняемость действия в целом

у инертных детей в несколько раз большая, чем у лабильных. У детей со слабым раздражительным

процессом средняя скорость действия снижается при действии новых

и отвлекающих раздражителей. Л. И. Уманский обнаружил лишь в одном случае совпадение

конечных результатов в скорости выполнения действия у инертного типа

с лабильным. Это явление имело место у школьника, который был отнесен по ряду

других показателей к лабильному парциальному типу в «моторной зоне» на фоне общего

инертного типа26.

Очевидно, что парциальный тип «в моторной зоне» является разновидностью анализаторного

парциального типа и характеризуется высокой кинестетической чувствительностью.

Но можно думать, что индивидуально-типические различия в психомоторной

сфере являются показателями и более общих структурных особенностей человека27.

На это в свое время обратил особое внимание Э. Кречмер в сравнительной

26 У майский Л. И. К проблеме способностей в связи с типом нервной деятельности // Тез. докл. на

II съезде психологов: Сб. - Вып. 5. - М: Изд. АПН РСФСР, 1963. - С. 47-48.

27 Вопросу о взаимосвязи парциальных типов высшей нервной деятельности и конституциональных особенностей

посвящены исследования В. М. Русалова. См. его статью «Абсолютная чувствительность нервной

системы человека и конституциональные особенности» (Вопросы психологии — 1967. — № 3).

Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека...

характеристике циклотимического и шизотимического темперамента. В новейших

исследованиях по психофизиологии трудовых действий и физической культуры эти

различия приобретают определенное диагностическое значение.

В одном из исследований Эммы Герон показано, что возможность выполнения

равномерных движений в том или другом темпе зависит от индивидуально-типических

особенностей людей. «Эта зависимость, — пишет Э. Герон, — выражается в следующем:

образование рефлексов на время, обеспечивающее равномерность движений,

связано с уравновешенностью нервных процессов, при слабой нервной системе эти

рефлексы образуются на более продолжительные интервалы. Возможность выполнения

быстрых движений зависит от подвижности нервных процессов»28. Свои исследования

Э. Герон проводила на взрослых людях, но ее выводы могут, вероятно, быть

приняты за общие характеристики с теми или иными модификациями. Особый интерес

вызывает дополнение, в котором указано на связь возможности выполнения быстрых

движений с подвижностью нервных процессов.

3. Соотношение возрастнополовых и нейродинамических

свойств в период старения

Факторы возраста и пола перекрываются индивидуально-типологическим фактором,

имеющим значение, как было показано выше, уже в период раннего детства. Тем

более индивидуально-типологический фактор важен для понимания инволюционных

процессов, чему уделяется еще недостаточное внимание в геронтологии. Исключение

составляют труды румынского геронт






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.