Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-эволюционный подход в рассмотрении проблемы личности (концепция А.Г.Асмолова).






Среди современных исследователей, придерживающихся культурно-исторической парадигмы в рассмотрении проблемы личности, заслуживает внимания историко-эволюционный под­ход Александра Григорьевича Асмолова (род. 1949). Сущность человека и его существование как личности он рассматривает с точки зрения многомерности, самостоятельности и самоцен­ности. Развивая идеи Л. С. Выготского и других представите­лей советской школы психологии, он рассматривает социально-исторический образ жизни как важнейшую детерминанту фор­мирования и развития личности и связывает его с категорией «со­циальная ситуация развития» Л. С. Выготского.

А. Г. Асмолов отмечает, что в отношении человека использу­ются разные термины: человек, субъект, индивид, личность, ин­дивидуальность. Когда мы говорим о человеке как о представите­ле какой-либо общности или об общих психологических особен­ностях, закономерно применим термин индивид. Термином ин­дивидуальность пользуются, когда рассматривают особенности человека, его потенциальные творческие возможности. Когда же человек рассматривается в его социальном качестве, с его вну­тренним миром и внешним поведением, а главное, с его осознани­ем собственного Я в окружающем социуме, используется термин личность. Поэтому личность есть определенный модус (вид) су­ществования человека, то есть какое-то его определенное качество. Личность - это человек в его социальном качестве.

Рассматривая личность в системе социальных отношений, А. Г. Асмолов предлагает выделить три уровня анализа систем­ных качеств личности: «роль-для-всех»; «роль-для-группы»; «роль-для-себя».

«Роль-для-всех» выполняет функцию адаптивных моделей поведения личности в социуме, средств регуляции социотипического поведения.

Уровень «роль-для-группы» отражает реально действующие мотивы поведения и соответствующие ему типы межличностного общения или ролевые отношения. Уровень «роль-для-себя» содержит мотивы индивидуальности, то есть личностно-смысловые проявления челове­ка. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализи­руется, воплощается в поведении личности как общее в единичном.

По мнению А. Г. Асмолова, личность - это сущность чело­века, самое главное в нем - это то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Но, когда речь захо­дит об изучении личности, будет неправомерным абстрагирова­ние этой категории, проводя аналогию между личностью челове­ка первобытно-общинного строя и личностью человека современ­ного. Поэтому в понимание такой категории, как личность, дол­жен быть органично включен социально-исторический контекст.

Это дает возможность более целостно подходить к изучению сущностных характеристик личности и процессу ее развития.

Категория социально-исторический образ жизни выражает конкретно-исторический характер детерминации развития лич­ности, неотъемлемость развития личности от эволюционирую­щей системы общества.

Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. В силу этого уже при появле­нии на свет он становится представителем конкретной общности.

3. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной про­грамме развития общества.

Выступая как источник развития личности, социально-исторический образ жизни и культура общества как бы задают появившемуся на свет человеку сценарий. Будучи интериоризирован личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально-исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности.

При всем многообразии особенностей человеческая культура с точки зрения предоставления свободы выбора тех или иных видов деятельности располагается между двух полю­сов - полюсом полезности и полюсом достоинства. В тех культурах, где чаша весов склоняется в сторону полюса полезности, социотипическое поведение начинает преобладать над индивидуальным поведением в жизни личности. В такого рода культурах сокращается вре­мя, отводимое на детство, а старость не обладает ценностью. В культурах же, ориентированных на достоинство, ведущей ценностью в социально-историческом образе жизни выступает ценность лично­сти, независимо от того, что от нее можно получить. В таких культу­рах дети, старики и инвалиды священны. Они окружены обществен­ным милосердием. Именно эти культуры, по утверждению А. Г. Асмолова, оказываются более подготовленными к нахождению нетри­виальных решений в критических, кризисных ситуациях.

А. Г. Асмолов отмечает, что еще с древнейших времен наряду с изготовлением и усовершенствованием орудий труда не менее важным источником развития личности в филогенезе является творческая деятельность, искусство и сформированная посред­ством их культурная среда в целом. Это создало предпосылки к культурному освоению мира, расширению образа мира личности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств как личности с ее социальными связями и как субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутрен­ней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «образ Я»). В этой системе личность выступает как субъект выбора. И с этой точки зрения, личность является составляющей индивидуаль­ности, ее характеристикой как общественного индивида, объек та и субъекта исторического процесса. В процессе развития лич­ность преобразует, творит действительность, в том числе и самое себя, приобретая индивидуальность. Своеобразие и неповтори­мость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта дея­тельности и как субъекта психической активности.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни че­ловека, он первый высказался о том, что главным аспектом станов­ления психологии человека должен стать исторический подход. Неоценимым вкладом ученого является то, что именно благода­ря ему идея историзма природы личности была введена в конкрет­ное психологическое исследование ее общественно-исторического и онтогенетического развития. Такое преобразование рассматри­вается как результат усвоения людьми продуктов общечеловече­ской культуры в процессе их общения друг с другом.

А. Г. Асмолов, продолжая традиции, заложенные Л. С. Вы­готским, расширил научное понимание личности с точки зрения историко-эволюционного подхода. В своей концепции он раскрыл историческую обусловленность и необходимость возникновения фе­номена личности как обязательного условия исторической изме­няемости общества и его прогресса. С точки зрения А. Г. Асмолова, эволюционный смысл индивидуальности личности как субъек­та деятельности, ее поступков и поведения состоит в том, что за про­явлениями индивидуальности личности стоят потенциальные воз­можности творческого процесса развития культуры человечества.

В настоящее время обращение к культурному и историческо­му аспектам развития личности в психологии связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов, с использованием аппарата структурно-семиотических исследований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.