Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция личности Л.С.Выготского.






Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности. Она стала одним из наибо­лее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века.

С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предпо­лагает три больших класса единиц анализа: знаки и симво­лы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения.

Развитие психики человека в фи­логенезе следует рассматривать как единый процесс формиро­вания сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотноше­ний с окружающей средой - животное приспосабливается к окру­жающей среде, а человек ее приспосабливает к себе.

Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью ору­дий особого рода - психологических. Таким образом, появились высшие психические функции - про­извольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в матери­альной внешней форме (сигналы). Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и сим­волов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и по­нятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков.

Центральным моментом разви­тия психики человека является возникновение символической деятель­ности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, ко­торое, став внутренним, кардиналь­но преобразует психическую жизнь.

Исследуя природу знака как ору­дия, опосредствующего психические функции и станавливающего новые отношения между ними, Л. С. Выготский пришел к пониманию знака как того, что имеет определенное значение. Он одним из первых в психологии обратил внимание на явления значения и смысла и исследовал их психологическую природу. Знак становится орудием, ког­да обретает значение. Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения (познавательные компоненты созна­ния) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Это накладывает отпечаток на дея­тельность человека. Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Дея­тельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции. Функции знака: обозначение, значение и личностный смысл. В развитии человека с момен­та рождения существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного со­зревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомо­гательными средствами организации поведения и мышления, ко­торые человечество создало в процессе своего развития, являют­ся системы знаков-символов (например, язык, письмо, числовые системы и др.).

Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхожде­ние. Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельно­стью человек перешел с эволюци­онного (животного) на социально-исторический (человеческий) путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества. Л. С. Выготский соотносил знак не с задачами биологиче ской адаптации, а с процессом культурного развития человечества. Это был принципиально новый подход.

Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения.

Личность - понятие социаль­ное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного раз­вития. Личность - понятие культурно-историческое. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л. С. Выгот­ский трактует социальную среду не как фактор, а как источник развития личности.

С момента рождения человеческое существо погружается в процесс функционирования знаков и предметов, несущих соци­ально закрепленный способ оперирования ими, приобщаясь тем самым к истории культуры. Психическое развитие отдельной личности выступает не как адаптация к окружению, а как овла­дение культурными ценностями, их усвоение. Это усвоение изна­чально социально по своей природе. Оно может возникнуть толь­ко в процессе общения, сотрудничества, совместной деятель­ности. Любой сигнал становится знаком потому, что он служит знаком для других.

Механизмом перехода от низших психических функций к высшим является предметная деятельность. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения, и они же развиваются из примитивных кор­ней на основе низших. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первона­чально она существует как форма взаимодействия между людьми, а затем способы этого взаимодействия, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной систе­мы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превра­щаются во внутренние процессы, составляющие психологическую сущность формирующейся личности со всеми ее особенностями.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - человек и наедине с собой сохраняет функции об­щения. Согласно Л. С. Выготскому, осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.

В трудах Л. С. Выготского одной из центральных является проблема интериоризации (присвоения). Сформулированный им общий генетический закон развития гласит, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируют­ся и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осо­знанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным ал­горитмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации -вынесения вовне результатов умственной деятельности, осущест­вляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Таким образом, принцип интериоризации представляет про­блему зарождения индивидуального сознания со всеми его уни­кальными признаками не из задач адаптации организма к сре­де и не из процесса общения как такового, а из усвоения челове­ком (посредством адаптивных действий и общения) системы об­щественных продуктов, орудий и ценностей.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Эти изменения Л. С. Выготский относил к ключевым моментам постепенного перехода человеческого существа от натуральной к культурной жизни. Стадии развития личности:

I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию в развитии ребенка магической (т. е. недифференцированного отношения). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и яв­лений и не различает тех изменений, которые происходят вслед­ствие его собственных реакций, и тех, которые производятся неза­висимо от него. У новорожденного ребенка отсутствует личность и мировоззрение, отношение к другим. Ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Характерной чертой этой стадии является то, что впечатления перво­го года жизни никогда не сохраняют­ся в памяти. Первый год в жизни ре­бенка является как бы доисториче­ской эпохой в его развитии, так же, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. А у ребенка это происходит вследствие отсутствия речи, так как она является как бы своеобразной письменностью нашего прошлого.

II. Следующую стадию можно обозначить как появление са­мосознания. Эта стадия в развитии ребенка характеризуется дву­мя основными переменами, имеющими решающее значение для всего последующего процесса развития.

Первая перемена органического характера. Она состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда ради­кальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функ­ции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другая перемена культурного характера. Она заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в развитии личности ребенка на этой стадии яв­ляется осознание им своего Я. Понятие о Я развивается у ребенка из поня­тия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отражен­ное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те при­емы, приспособления, которые он применял по отношению к дру­гим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас.

III. Следующей стадией является возраст игры (до школы). На этой стадии игра является особой формой поведения ребенка.

Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но при этом в каждой игре ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с ве­щами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятель­ность серьезную. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

IV. Данная стадия характеризуется появлением у ребенка способности дифференцировать свой социальный опыт.

В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устой­чивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возрас­та является и гораздо более социализированным, и гораздо более ин­дивидуализированным существом. Это не представляется противоре­чивым, так как является двумя сторонами одного и того же процесса. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта возможно оформление и вызревание личности ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих дей­ствий, начинает их регулировать, от­бирать. Это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

V. На эту стадию приходится возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование.

Это возраст, когда совершаются две крупнейшие переме­ны в жизни подростка: открытие своего Я и оформление лично­сти, с одной стороны, и оформление мировоззрения, отношения к миру - с другой. В области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

В этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно ме­няют психический мир личности. Это связано с появлением реф­лексии. Это новообразование является третьим уровнем самоор­ганизации.

По утверждению Л. С. Выготского, наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наслед­ственность) и вторичными условиями ее образования (окружаю­щая среда, приобретенные черты и особенности) в пору полово­го созревания выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосозна­ния. Внешним коррелятом этого события является возникнове­ние жизненного плана (как системы приспособления, главным образом, социального). Этот возраст как бы завершает весь про­цесс культурного развития ребенка.

Процесс формирования личности, особенно в детском возрас­те, предполагает интенсивное усвоение ребенком информации, поступающей из социального окружения. Поэтому одним из клю­чевых понятий в концепции развития личности Л. С. Выготско­го выступает понятие зоны ближайшего развития. Сам Л. С. Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения.

Зона ближайшего развития помогает видеть перспективы и ди­намическое состояние развития личности. Наличие зоны ближай­шего развития предполагает формирование у ребенка еще отсут­ствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Л. С. Выготского, правильно организован­ное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными, уче­ние должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые каче­ства возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения и са­мообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств лично­сти обусловливается сотрудничеством ребенка (в самом широком смысле) с другими людьми, то есть зоной ближайшего развития.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского символизи­ровала новый ракурс развития психологии личности. В опоре на многочисленные исследования в ней убедительно обосновывается социальное происхождение личности и важнейшей детерминан­ты ее формирования и развития - культурной среды, в которую включается человек после рождения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.