Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Іноваційна політика держави і підприємства






Инновационный процесс нуждается в централизованном регулировании для поддержания рискованных направлений развития. Методами регулирования являются: создание Государственного акционерного инновационного фонда, средства которого расходуются на выполнение научно-технических программ; установление налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; амортизационная, кредитная и другие политики государства; государственная поддержка (финансирование) фундаментальных исследований и др.

Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, предпринимательство, экономику и управление.

Инновационная политика государства – это формы и методы влияния государства на создание взаимосвязанных механизмов институционального и ресурсного обеспечения поддержки и развития ИД и мотивации активизации инновационных процессов.

Инновационная политика государства нацелена на:

1) изменение экономической структуры хозяйственного механизма (передовые технологии, изменения отраслевой структуры, взаимодействие субъектов);

2) определение ведущей роли рыночного механизма в распределении ресурсов и определении направлений развития и ограничения роли государства в стимулировании фундаментальных исследований;

3) политику «технологического толчка» (определение главных целей, приоритетов, стимулов).

Известны такие формы государственной инновационной политики:

· программно-целевая форма государственного регулирования с

контрактным финансированием целевых программ (в США 77% финансирования НИОКР имеет федеральный характер);

· непосредственные меры государства по созданию инженерных центров, научных и технологических парков;

· косвенные меры государства по стимулированию ИД (либерализация налогового и амортизационного законодательства – налоговые льготы могут покрывать до 20% потребности средств на НИОКР;

· закрепление права изобретателя на изобретение и интеллектуальную собственность, на инновационную ренту, т.е. плату за использование изобретения);

· определение приоритетной сферы инноваций, формирование единой информационной системы об инновационной деятельности;

· прямое участие государства в производстве научных знаний путем организации крупных лабораторий, институтов, центров, находящихся на бюджетном финансировании.

Государственная политика должна ориентироваться на разные модели инновационного развития:

1) «активной диффузии инноваций»; главная задача науки – разработка новых способов применения известных отечественных и зарубежных технологий;

2) «государственной поддержки инновационных форм»; цель прави-тельства – содействие рождению научно-технического потенциала;

3) «локальной инновационной среды» – концентрация на определенной

территории научно-производственного потенциала;

4) «межотраслевых научно-технологических комплексов» (МНТК);

5) научно-технического сотрудничества между государствами, предпри-ятиями и организациями СНГ;

6) мирового сотрудничества.

Инновационная политика предприятия решает конкретные стратегические и тактические задачи, стоящие перед ним, и представляет собой часть общей политики предприятия, которая регламентирует взаимодействие научно-технической, маркетинговой, производственной и экономической деятельности в процессе реализации нововведений, включая: организационно-правовые процедуры; развитие направлений деятельности предприятия; механизм реализации программы инновационной деятельности; методику оценки эффективности инновационной деятельности; корректировку направлений инновационной деятельности.

Инновационная политика предприятия зависит от его инновационного потенциала, характеризуемого системойпоказателей, включая: наукоемкость производства; качество и КС продукции, ее технико-экономический уровень; обновление продукции и технологии; экспортоспособность продукции, производства.

Инновационная деятельность в Украине осуществляется недостаточными для развития страны темпами: она имеет место только на каждом 10-м предприятии, в то время как в развитых странах доля инновационно активных предприятий доходит до 70%.

В Украине доля инновационной продукции составляет менее 7%, а в развитых странах 85–90% прироста ВВП приходится на производство наукоемкой продукции. При этом наблюдается специализация отдельных стран на масштабном использовании научно-технических приоритетов: США специализируются на создании новых материалов, Германия – на создании полимеров, Япония – на развитии электроники.

По информации О. И. Волкова и др., производство наукоемкой продукции в мире обеспечивает 50–55 макротехнологий, из них 46 приходится на 7 развитых стран (80% рынка). В Украине имеются 10–12 макротехнологий: ракетно-космическая техника, самолетостроение, транспортное и энергети-ческое машиностроение, судостроение, микро- и радиоэлектроника, компьютерная индустрия, спутниковая технология, биотехнология и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.