Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания






Как было отмечено ранее, методическая деятельность направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов научных исследований. «Методическая служба» охватывает по существу все проявления физической культуры, спорта, физического воспитания: образовательные учреждения всех типов, физкультурно-спортивные занятия с различными категориями населения, спорт массовый, детско-юношеский, олимпийский, профессиональный, для инвалидов.

В методической деятельности важное место занимают методические принципы физического воспитания: (сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, постепенности, прочности, индивидуализации) и

спорта (единство общей и специальной подготовки, направленность на высшие достижения, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса, взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности).

Наряду с методическими принципами существенную роль играют методы, методические приемы и методика.

Важнейшими методами являются: словесный, метод наглядного восприятия, метод целостного обучения, метод расчлененного обучения, игровой и соревновательный. Эти методы широко применяются в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Выделяют методы спортивной тренировки: совершенствования физических качеств (здесь применяются две группы методов — непрерывные и интервальные, их сочетание) и совершенствования техники.

Методические принципы и методы в совокупности образуют методику, содержание которой ориентировано на ту или иную деятельность. Например, методика физического воспитания детей дошкольного возраста содержит методы и методические приемы, приемлемые для этого контингента. Методика физического воспитания учащихся I —IV классов уже адаптирована к этому возрасту, так же как и методика физического воспитания учащихся V—IX и X—XI (XII) классов. Методика физического воспитания в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях направлена на решение соответствующих задач.

Отличительные черты имеет методика спортивной тренировки, при этом как общие положения — для всех видов спорта, так и специфичные для отдельных видов спорта или групп (игровые виды, циклические и т. п.). Методика тренировки юных спортсменов отличается от методики тренировки квалифицированных спортсменов, различаются методики в массовом и профессиональном спорте и т. д.

Отличаются методики занятий в специальных медицинских группах, с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и с инвалидами, с лицами с отклонениями в поведении, в оздоровительных группах взрослого населения, в Вооруженных Силах и т. д.

В каждом случае разрабатываются соответствующие инструкции, программы, методические рекомендации или указания, учебные пособия, учебники, которые четко ориентируют обучающих и обучаемых в содержании и характере их деятельности. Применительно к профессиональному физкультурному образованию это учебники по теории и методике физического воспитания и спорта, спортивно- педагогическим дисциплинам (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, плавание), по педагогическому спортивно-физкультурному совершенствованию и по другим дисциплинам предметной подготовки образовательного стандарта.

На основе комплекса соответствующих методических документов специалисты организуют и проводят свою работу в области физической культуры, спорта, физического воспитания. Они не только руководствуются действующими документами, но и сами разрабатывают их в связи с возникающими проблемами или конкретными задачами в своей профессиональной деятельности. Для этого они должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Методическая деятельность в процессе обучения студентов осуществляется на семинарских, лабораторных и практических занятиях, в ходе учебной практики, производственной (педагогической) практики, летней практики в оздоровительных лагерях (самостоятельная работа).

Все многообразие методических работ можно разделить по основным проблемам:

физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста;

физическое воспитание в системе профессионального высшего и среднего образования;

физическое воспитание взрослых;

физическая подготовка в Вооруженных Силах;

подготовка юных спортсменов, спортивных резервов, спортсменов высокой квалификации;

профессиональное высшее и среднее физкультурное образование.

Основные виды методических работ: программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации, методические указания. Приведем примеры работ из названного перечня, отражающего основную проблематику.

 

Методы научно-исследовательской работы. Формулировка задач исследования, организация исследования, требования к тестам. Информационно-поисковые системы, справочно-поисковой аппарат библиотеки (каталоги, картотека, справочные издания), Интернет - технологии. Формы записи прочитанного, педагогические наблюдения, контрольные испытания.

 

Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом - устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность - и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием поняттєвого аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично - эксперимент.

Следует заметить, что экспериментально-эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. На структуру педагогического эксперимента влияют логико-теоретические методы, используемые в процессе выдвижения гипотезы, ее обоснования и проверки.

Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические - на уровне их сущности.

Теоретическое осмысление полученных на эмпирическом уровне достоверных фактов - основной путь получения действительно научных знаний. Опираясь на теоретические методы исследований, можно построить правильно, объективно интерпретацию накопленных фактов.

С помощью анализа можно в явлении выявить и рассмотреть отдельные его стороны, признаки, особенности, свойства. Анализ помогает разобраться с самыми сложными явлениями. Это означает отделить одни однородные факты от других, сопоставить их, выявить, какие факты случаются чаще, а какие - очень редко, что является типичным для этого явления и что - случайным.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений. Педагогическое наблюдение только тогда правильно отражает явление, которое изучается, когда есть четкий план его проведения, который определяет объекты наблюдения, его цель, задачи, время, продолжительность и предсказуемый результат, ожидаемые изменения.

Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования. Анкеты классифицируют по содержанию, функцией, форме. По содержанию анкеты могут касаться фактов; характеристик отдельных людей, явлений, процессов; намерений.

По функциями анкеты разделяют на вопросы-фильтры с функцией рассеяния и проверочные, контрольные вопросы, основная функция которых - проверить достоверность полученной информации. По форме анкеты можно разделить на открытые (предполагают свободные ответы) и закрытые (предусматривают выбор ответа из ряда предложенных).

Исследователь, составляя анкету, должен придерживаться определенных требований. Вопрос закрытой анкеты должны предусматривать лишь равно значительные ответа (" да", " нет", " не знаю" или несколько ответов). Нельзя предлагать вопросы, которые требуют моральной или социальной оценки своих качеств (" считаете Ли вы себя самоуверенным или неуверенной человеком? "). Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными, понятными по содержанию, доступными для понимания простыми, конкретными. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы объективность ответов. В анкете должны быть вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные.

Целесообразно в начале анкеты предлагать легкие вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, затем сложные (направленные на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующих принятия решения, выбора ответа). В завершение предлагаются снова простые вопросы.

Анкетирование как метод исследования имеет преимущества, к которым можно отнести:

- массовость обследования;

- большую скорость сбора информации;

- легкость обработки результатов;

- возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответов;

- возможность сравнения результатов нескольких обследований;

- удобный способ фиксации фактов (при использовании вопросов открытого типа);

- уменьшение возможности неправильного понимания вопросов (при использовании вопросов закрытого типа).

Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:

- не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;

- не позволяют глубоко войти в ситуацию;

- не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;

- не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;

- не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;

- составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.

Беседа - это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов. Во время беседы могут быть выяснены особые характеристики респондента, мотивы его поведения, оценки различных аспектов жизни, основные факты биографии. Целесообразно в беседе использовать косвенные вопросы. Они помогают получить информацию о скрытых сторонах жизни респондента. Стоит помнить, что беседа - это не только метод исследования, но и метод воспитания.

Для того чтобы беседа была надежным методом исследования, необходимо четко сформулировать ее цели, продумать вопросы, определить место и время проведения. Необходимо придерживаться правил проведения беседы:

- стоит начинать беседу с приятной респонденту тематики, чтобы он говорил охотно (это способствует установлению контакта);

- надо проявлять искренний интерес и уважение к его мнению, установить доброжелательные, оптимистичные взаимоотношения в разговоре, желание убедить, а не принудить к увязывание;

- необходимо правильно выбрать место и время, помня, что нежелательной является присутствие посторонних лиц, а важным фактором - настроение респондента;

- беседа должна быть не случайной, а спланированной;

- не стоит начинать беседу с вопросов анкетного характера;

- лексика исследователя должна быть понятной респонденту;

- при уточнении ответа не стоит давать подсказку, лучше задать вопрос типа: " Как это понимать? ", " Что это означает? ", " Объясните, пожалуйста, свое мнение";

- во время беседы необходимо проявлять высокую культуру общения и такт;

- беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Интервью - это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам. В этом случае вопросы имеют более четкий характер, ответы занотовуються. Целесообразно сначала записать интервью на магнитофонную пленку, а затем оформить письменно.

Важно расширить круг вопросов (основных и вспомогательных), которые позволяют исследователю выяснить современность проблем, которые его интересуют. При этом необходимо предусмотреть удобные формы фиксации информации, приобретенной в течение беседы или интервью, которые дали бы возможность быстро вести записи. Интервью полезно применить в тех случаях, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов на поставленные вопросы. Это объясняется тем, что интервью не предусматривает постановки ряда уточняющих вопросов, которые присущи обычной беседе.

Тесты - это объективное и стандартизированное определения выбора поведения. Целью испытаний является определение разницы между индивидами или между реакциями одного индивида в различных условиях. Например, если тестирование проводится в учебном заведении, то его задачами могут быть:

- выявление относительного уровня развития (научуваність, память, воображение, интеллектуальные способности);

- анализ изменений уровня развития ученика под влиянием определенных действий;

- выявление за потенциями уровня психического развития.

С помощью теста можно определить:

- уровень умственного развития (коэффициент интеллекта);

- степень одаренности;

- состояние человека и его особенности (утомляемость, апатия, активность);

- структурные качества личности (самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость);

- прогнозируемую предел возможностей дальнейшего развития человека.

Подаем отдельные методы исследования, применяемые в педагогике.

Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.

Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения. Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок. Он может быть использован для оценки качеств личности при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношение к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.п.).

Есть несколько видов шкал, которые можно использовать при написании квалификационной или дипломной работы, в частности шкалы оценивания (простые). их сущность заключается в том, что определенное реальное явление (качество) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обоснованными оценками (баллами). Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учениками можно использовать такую шкалу (табл. 16).

Шкалы оценивания могут быть разных видов.

Рейтинг - это диагностический метод определения достижений путем сбора суждений и всесторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств ученика (студента). Данные рейтинга представляют в ординарном числовой системе (порядковій ранговой шкале), которая использует только два свойства числового ряда. Числа этой системы могут быть одинаковыми, а в случае неравенства - одно из них больше или меньше, чем другое" Комплекс Союз" - рекламные бизнес-сувениры. Насколько одно число больше или меньше другого определить не возможно, следовательно, никакие арифметические действия с числами ординарной шкалы тоже не возможны. Необходимость ординарной шкалы вызвана потребностью описание свойств, для которых есть возможность сравнивать лишь интенсивность их наличии в одних объектов по сравнению с другими по принципу " больше-меньше".

Итак, шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей между собой: членов ученического (студенческого коллектива) располагают в ряд по степени активности, учебных достижений и др.

На основе ранжирования можно определить корреляцию - установить наличие или отсутствие и плотность связи между двумя явлениями.

С развитием педагогической науки в ней все больше используются статистические методы. Статистика - это наука о массовых явлениях, с помощью которой можно получить обобщенные данные о совокупности, которые изучаются, рассчитать показатели связи и влияния, выявить закономерности в развитии процессов, которые изучаются.

Статистические методы не заменяют педагогических, а лишь дополняют их, обогащают и расширяют. Среди способов обработки педагогических материалов статистический является ведущим. Ему предшествует классификация, группировки фактов за кодированием, что дает возможность маневрировать ответами, занесенными в одну группу.

Исследователь должен всегда помнить, что накопление данных, которые прямо касаются темы научной работы, - это основа научного исследования. Получив достаточное количество исходного материала, исследователь должен тщательно и всесторонне проработать его.

При формулировки цели и задач исследования необходимо придерживаться следующих правил:

- не рекомендуется формулировку цели начинать словами «изучение», «исследование» и т.п., так как целью является нахождение каких-то закономерностей в педагогических процессах, а изучение и исследование – только средство к этому;

- формулировка задач исследования не должна дублировать формулировку цели исследования;

- помните, что относительно поставленных задач формулируются выводы в заключительной части работы;

Пример:

Цель исследования: разработка и практическое обоснование комплекса упражнений, способствующего формированию техники прохождения поворотов.

Задачи исследования:

1) определить состояние проблемы формирования техники прохождения поворотов в мотокроссе по данным учебно-методической литературы.

2) организовать и провести педагогический эксперимент с применением комплекса упражнений для формирования техники прохождения поворотов.

3) установить эффективность комплекса упражнений для формирования техники прохождения поворотов

аряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

· научить самих школьников определять уровень своей физической под­готовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

· стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

· знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время;

· стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

Одной из причин того, что за последние 25 лет у детей и подростков США не повысился, а даже понизился уровень физической подготовленности, известный специалист Р.Б. Крафт называет традиционный подход к тестированию, когда результаты стандартизированных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, что может вызывать у большинства учащихся негативное отношение к тестированию. Тестирование же должно способствовать повышению интереса у школьников, приносить им радость, а не вести к развитию комплекса неполноценности. В этой связи ученый говорит о необходимости пересмотра организации тестирования. Им разработана батарея тестов, в которой:

· результаты тестов не сравниваются с нормативами, оценка их выполнения основана на изменениях, происшедших за определенный период времени;

· все компоненты теста модифицируются; используются облегченные варианты упражнений (упражнения, входящие в содержание теста, должны быть достаточно легкими, чтобы вероятность успешного выполнения была ее лика; оценки ноль и со знаком минус исключены, только получение положи тельных результатов).

Итак, при тестировании важно сближение научных (теоретических) задач и лично значимых положительных для человека мотивов участия в данной процедуре.

Понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению тогда, когда тест удовлетворяет соответствующим основным критериям: надежности, стабильности, эквивалентности, объективности, информативности (валидности), а также дополнительным критериям: нормированию, сопоставляемости и экономичности.

Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежностьпроявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателей прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет свое ранговое место.

Надежностьтеста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчета коэффициента надежности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надежности теста.

Надежностьтестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения, или расщеплением. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том случае, если число попыток, образующих тестовый результат, не меньше шести.

Надежностьтестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования, увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

Фиксированных значений показателей надежности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0, 95 — 0, 99 — отличная надежность; 0, 90 — 0, 94 — хорошая; 0, 80 — 0, 89 — приемлемая; 0, 70 — 0, 79 — плохая; 0, 60 — 0, 69 — для индивидуальных оценок сомнительная, тестпригоден только для характеристики группы испытуемых.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей — результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее, чем через неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже.

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов. Например, когда надо выбрать, какой тестболее адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м. В таких случаях может использоваться так называемый метод параллельных форм, когда испытуемым предлагают выполнить две разновидности одного и того же теста и затем оценивают степень совпадения результатов. Рассчитанный между результатами тестирования коэффициент корреляции называется коэффициентом эквивалентности.

Отношение к эквивалентным (гомогенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надежность оценок или выводов исследования, тогда целесообразно использовать два и больше эквивалентных теста. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, тогда следует применять только один из эквивалентных тестов. Такая батарея, как отмечалось, является гетерогенной, так как входящие в нее тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов является бег на 30 м, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег на 1000 м.

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективноститестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

· время тестирования, место, погодные условия;

· единое материальное и аппаратурное обеспечение;

· психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

· подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Это так называемая объективность проведения теста. Говорят еще об интерпретационной объективности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разными экспериментаторами.

Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В иностранной (и отечественной) литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. — обоснованность, действительность, законность). Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест(батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения.

Различают несколько видов валидности: логическую (содержательную) и эмпирическую (на основании опытных данных).

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называются добротными или аутентичными (от греч. аутентико — достоверным образом).

Важными дополнительными критериями тестов, как отмечалось, являются нормирование, сопоставляемостъ и экономичность.

Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики.

Сопоставляемостъ теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по одному или нескольким формам параллельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тестов повышают достоверность выводов.

Суть экономичности как критерия добротности теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.

 

Восстановление после активной мышечной деятельности, признаки восстановления. Средства восстановления спортивной работоспособности. Контроль за течением процесса восстановления. Рациональный подбор восстановительных средств.

 

Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок — неотъемлемая составная часть правильно организованной системы спортивной тренировки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузок.

Физическая нагрузка сопровождается определенными функциональными и структурными изменениями организма, лежащими в основе утомления. Утомление — закономерное физиологическое явление, следствие проделанной работы — характеризуется развитием чувства усталости, временным ухудшением обмена, регуляции, функционирования основных физиологических систем, реакции на нагрузку, снижением энергетических запасов, общей и специальной работоспособности.

Следовые явления нагрузки стимулируют развитие адаптации, способствуют достижению нового, более высокого уровня работоспособности. Появление чувства усталости вместе с тем имеет и охранительное значение, сигнализируя об известном напряжении в деятельности организма, предохраняя его тем самым от перенапряжения и перетренированности. Без утомления, по существу, отсутствует и сам процесс тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе, не была чрезмерной.

По окончании работы явления утомления постепенно проходят, наступает восстановление. Восстановление — это постепенное возвращение работоспособности и функционирования организма к до-рабочему уровню либо близкому к нему.

Глубина утомления, его продолжительность и проявления, как и быстрота восстановления, обусловлены сочетанием факторов трех основных групп: выполненной работы (ее характера, направленности, объема, интенсивности, продолжительности, степени вызываемого ею эмоционального напряжения и пр.), состояния тренирующегося (возраста, здоровья, уровня тренированности, индивидуальных особенностей и др.), условий внешней среды и особенностей режима периода, предшествовавшего нагрузке.

Умение тренера управлять состояниями утомления и восстановления во многом определяет культуру тренировки и ее эффективность. Накопление утомления (без соответствующего восстановления) может обусловить развитие переутомления и перетренированности, снижение работоспособности, прекращение роста спортивных результатов.


Различают восстановление в ходе самой работы, раннее восстановление (непосредственно после нагрузки, которое сводится фактически к оплате кислородного долга) и позднее восстановление (завершение восстановления энергетических ресурсов со сдвигом к избыточному анаболизму, восстановление и повышение основных функций и работоспособности). Из других важнейших физиологических характеристик восстановительного процесса, которые необходимо учитывать при подборе и дозировке средств восстановления, надо назвать неравномерность его течения и гетерохронность (неодновременное восстановление различных функций и разных параметров одной и той же функции).

Данные о естественном течении процесса восстановления при разном характере работы в разных видах спорта, у спортсменов разного возраста и уровня тренированности, на разных этапах подготовки и в разных условиях весьма важны для рационального, научно обоснованного планирования подготовки. Не менее важна рациональная система оптимизации восстановительного процесса, особенно в условиях современной спортивной тренировки со свойственными ей большими нагрузками, все возрастающим напряжением спортивной борьбы, расширением возрастных границ, использованием вспомогательных средств повышения работоспособности.

Способность организма к восстановлению тренируема: не случайно быстрота восстановления — один из основных диагностических критериев оценки реакции на нагрузку и уровня тренированности. Доказана возможность активного направленного воздействия на течение восстановительных процессов для быстрейшего устранения чувства усталости, вызванных нагрузкой структурных и функциональных изменений в организме, что служит одним из действенных средств управления подготовкой спортсменов.

Основной путь оптимизации восстановительных процессов — это рациональная тренировка и режим, здоровый образ жизни, соблюдение правил гигиены. Естественному течению восстановления, закреплению и упрочению восстановительных процессов, повышению устойчивости и сопротивляемости организма, предупреждению перенапряжения содействуют некоторые специальные вспомогательные средства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.