Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим исторический аспект развития научных исследований в области физической культуры и спорта






По Л. Куну, до конца 19 века во всех странах, за исключением Англии и США, тренер что то значил только в конном спорте. Атлеты, стремившиеся к более высоким спортивным результатам, по существу, копировали методику скаковых лошадей. Тренировались скорее в соответствии с искусственно выдуманными методами, чем с научными требованиями. К этому времени какую-либо обобщенную эмпирическую информацию, накопленную в ходе векового опыта, имели лишь фехтовальщики и шахматисты.

К концу 19- началу 20 века относится начало деятельности спортивных врачей. В нашей стране выдающиеся ученые начала века Лесгафт, Гориневский после являются основоположниками спортивной медицины, заложившей основы контроля и управления спортивной тренировкой. В 20-х годах прошлого века были проведены массовые наблюдения за спортсменами, определившими показания и противопоказания к занятиям физической культуры, уточнении оптимальной нагрузки в различных видах спорта, разработке первых оценочных таблицы и стандартов для учета влияния физических упражнений на организм. Эти работы были направлены не только на вопросы, связанные с подготовкой спортсменов, но и массовой физической культуры. Также в эти годы психологи обратили свое внимание на проблемы организации труда. Ученые определили, что внешние условия труда должны увязываться с физиологической экономичностью движений человека. Было установлено, что гимнастические движения, правильно подобранные перерывы в работе вносят выгодные поправки в кривые усталости от труда. В 30х годах 20 века значительные успехи в развитии спортивной науки связаны с исследованиями в области спортивной биомеханики, сделанными Бернштейном. Под руководством Гориневского проведены широкие антропологические, физиологические и социальные исследования. Работы Крестовникова по физиологии спорта показали особенности процессов при аэробной и анаэробной тренировке, а также причины и признаки перетренировки. К концу 30-х годов были получены эмпирические данные поведения организма спортсменов в большинстве олимпийских и ряде технических видах спорта. Эти работы были в основном направлены на достижение определенного спортивного результата конкретных спортсменов, а не на раскрытие общих закономерностей естественнонаучного характера поведения организма в экстремальных условиях.

Вернёмся в современность и определим цель науки:

(слайд 4 )Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физической культуре и спорте — производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта.

С наукой тесно связано понятие теория — логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобщающих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правил какого-либо мастерства, искусства [21].

Таким образом, наука производит новые знания, теория обобщает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет закономерности, в данном случае применительно к физическому воспитанию и спорту. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае — в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеет методика — совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета, например «физическая культура» в школе. По сути своей методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений.

На довузовском этапе в учебном процессе доминирует методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акценты смещаются на научный компонент, в подготовке специалиста научный и методический компоненты выступают во взаимосвязи. В аспирантуре и докторантуре — преимущество за научным компонентом, но при условии весомых практических рекомендаций на основе выработанных в процессе исследования научных знаний. Научно-методический компонент органически входит также в содержание профессиональной деятельности и в процесс профессионального совершенствования (организованные формы, самообразование, самоконтроль).

Органическая включенность научно-методической деятельности в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе по физической культуре и спорту, обусловлена историческим ходом формирования учебных дисциплин и становления учебного процесса (см. схему 1) (Слайд 6). Исходный, базовый, уровень составляют опыт поколений в области физической культуры и спорта, физического воспитания, профессиональная реальность деятельности специалистов. В процессе научной деятельности осуществляются теоретические обобщения практики, производство новых научных знаний в сфере физической культуры и спорта и физического воспитания. Посредством методики и технологии осуществляется реализация на практике научных знаний, закономерностей в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания. Научно-теоретические положения, проверенные практикой, находят отражение в учебных дисциплинах высшего профессионального физкультурного образования: «Теория и методика физического воспитания и спорта»; «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»; «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»; «Спортивно-педагогические дисциплины»; «Медико-биологические дисциплины». На основе этих и других входящих в учебный план дисциплин, их интеграции строится и осуществляется учебная деятельность на факультете физической культуры и спорта или в физкультурном вузе, профессиональная подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту. К окончанию высшего учебного заведения выпускники должны иметь высокий уровень профессиональной готовности, важнейшим компонентом которой должны быть навыки научно-методической работы.

 

Ну и коротко рассмотрим систему подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Подготовкой и повышением квалификации научных кадров в Российской Федерации занимаются, с одной стороны, органы государственного управления (Госкомитет по науке и технологии, Министерство образования РФ, Российская академия наук), а с другой — научные учреждения и высшие учебные заведения. В этой работе важное место принадлежит научной общественности. Основная ответственность за подготовку и повышение квалификации научных кадров возлагается на научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения. В Российской Федерации два научно-исследовательских института физической культуры — в Москве и Санкт-Петербурге, 14 академий и институтов физической культуры и около 80 факультетов физической культуры в педагогических вузах, классических и технических университетах. В этой работе активное участие принимает Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

В существующих формах подготовки и повышения квалификации научных кадров выделяют четыре группы. (Слайд 7)

1-я группа -период обучения студентов в вузах – это занятия в научных кружках, участие в конференциях, конкурсах научных работ; это стажеры-преподаватели группы подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.

2-я группа - подготовка кандидатов наук в аспирантуре (очная и заочная форма) путем соискательства, предоставление творческого отпуска для завершения работы над диссертацией.

3-я группа - формы повышения квалификации лиц, имеющих опыт научно-исследовательской или научно-педагогической работы (кандидатов и докторов наук, не имеющих ученой степени). Это факультеты и институты повышения квалификации преподавателей вузов, стажировка преподавателей, командировки в НИИ и вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освоению новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.

4-я группа - подготовка докторов наук — научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза. Для завершения работы предоставляется творческий отпуск до шести месяцев или освобождение преподавателей вузов от педагогической нагрузки на срок до двух лет (перевод на должность научного сотрудника).

Все группы представляют собой этапы на пути овладения высшей научной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система аттестации научных кадров — присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. Аттестация играет важную роль в системе управления наукой, обеспечении различных организаций научными кадрами. Ученая степень определяет квалификацию научного работника и присуждается по объему знаний, научному значению и степени самостоятельности его исследований в одной из отраслей наук. Ученое звание определяет должностную функцию научного работника (педагогическую или научно-исследовательскую) и присваивается в зависимости от характера и качества выполняемой им работы в высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении по одной из специальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук и ученых званий доцента и профессора производится соответствующими структурами Министерства образования Российской Федерации: ученых степеней — после положительного решения диссертационных советов НИИ или вузов; ученых званий — после положительного заключения Учебно-методических объединений по соответствующим специальностям.

Кроме названных ученых степеней и званий существуют высшие академические звания, которых удостаиваются известные ученые при избрании их в действительные члены или члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО) и др. Существуют звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» и др.

В 2000 г. в Российской Федерации утверждена новая «Номенклатура специальностей научных работников». В соответствии с этим документом физическая культура, спорт, физическое воспитание входят в педагогические науки (13.00.00): (Слайд 8)

13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

На предметной основе физической культуры, спорта, физического воспитания возможна подготовка научных работ по другим специальностям: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования;

13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования;

19.00.13 — Психология развития, акмеология.

По каждой специальности утвержден «Паспорт научной специальности», в котором изложены сущностные основы конкретной научной области;

паспорт научной специальности 13.00.04 определяет содержание научной и методической деятельности в физической культуре, спорте, физическом воспитании, научную проблематику в этой области.

Это содержание составляют три группы проблем:

- общие основы теории и методики физического воспитания и спорта;

- теория и методика спорта и спортивной подготовки;

- теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В наши задачи не входит раскрывать эти проблемы – вы их рассмотрите, изучите в процессе обучения – эти проблемы будут для вас ориентиром как для будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Но коротко остановимся на проблематике научных исследований в области физического воспитания и спортивной подготовке детей и юношества - «Приоритетные направления в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества». (Слайд 9)

Эти направления следующие:

1. Методология проектирования инновационных процессов в физическом воспитании детей и спортивной подготовке детей и юношества.

2. Проблемы государственной и муниципальной поддержки физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и учащейся молодежи.

3. Развитие инфраструктуры материально-технического и информационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в образовательных учреждениях.

4. Методология адаптирования методов и форм подготовки в спорте высших достижений в связи с целями и задачами физического воспитания учащейся молодежи.

5. Разработка подходов к созданию массового детского и юношеского физкультурно-спортивного движения в России.

6. Методология развития программного обеспечения физического воспитания и спортивной подготовки детей и юношества.

7. Теория и методика реализации деятельностного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи.

8. Исследование структуры потребностей детей и юношества в сфере физического воспитания и обоснование методов их формирования, развития и деятельностной реализации.

9. Оздоровительные ресурсы физического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи.

10. Проблемы развития детско-юношеского олимпийского и параолимпийского движения.

11. Проблемы физического воспитания детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем.

12. Физическое воспитание детей и учащейся молодежи, проживающих в экологически неблагополучных регионах.

13. Проблемы физкультурно-спортивной реабилитации детей из неблагополучных семей и регионов.

14. Разработка перспективной модели специалиста по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей и юношества.

15. Проблемы организации процесса многолетней спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте.

16. Методология оценки здоровья детей.

17. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы личности средствами и методами физического воспитания и спорта.

18. Развитие двигательных способностей и моторной одаренности и их диагностика.

19. Тенденции развития школьной физической культуры в современном мире.

20. Физическая культура и спорт как фактор социальной адаптации детей и юношества.

21. Критерий эффективности физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и школьников.

22. Совершенствование системы подготовки резервов для спорта высших достижений.

23. Разработка системы спортивных соревнований среди детей дошкольного и школьного возраста: от соревнований «всем классом» до детских олимпийских игр.

И приводимый ниже перечень дает представление о проблематике научных исследований в области спорта высших достижен ий (Слайд 11):

1. Место и значение вида спорта в системе мирового спорта.

2. Тенденции развития вида спорта в мире, историческая динамика спортивных достижений, основные факторы их развития.

3. Российский вид спорта в системе мирового спорта, перспективы развития.

4. Вид спорта в системе российского спорта высших достижений: анализ состояния по основным компонентам системы подготовки спортсменов.

5. Факторы, обусловливающие совершенствование системы подготовки спортсменов (в конкретном виде).

6. Построение, содержание и технология тренировки квалифицированных спортсменов (волейболистов, гимнастов и т.д.).

7. Современные подходы к построению спортивно-соревновательной деятельности в виде спорта, совершенствование системы соревнований.

8. Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

9. Технология управления процессом развития спортивной формы (состояния оптимальной готовности спортсмена к достижению).

10. Проблемы спортивной ориентации и отбора спортсменов (в виде спорта).

11. Этапы многолетней подготовки резервов квалифицированных спортсменов (цели, задачи, формы организации, содержание и технология).

12. Программирование и контроль в процессе подготовки спортсменов (в виде спорта).

13. Средства восстановления в подготовке спортсменов.

14. Вид спорта в занятиях специально-оздоровительной направленности («физкультурная рекреация», «физкультурная реабилитация»).

15. Роль вида спорта в формировании здорового стиля жизни людей.

16. Вид спорта в массовом физкультурно-спортивном движении для детей школьного возраста.

17. Адаптирование средств и методов подготовки спортсменов высокой квалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов (на модели конкретного вида спорта).

18. Вид спорта в системе профессионального спорта: проблемы и решения.

19. Занятия по виду спорта в физическом воспитании детей с девиантным поведением.

20. Методология программно-методического обеспечения подготовки спортсменов по виду спорта на уровне высших достижений, подготовки резервов, массового спорта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.