Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аграрный сектор






Производительные силы страны не могли получить большого простора для своего развития, не ликвидировав средневековые пережитки в аграрных отношениях. Они состояли в том, что земля принадлежала крупным землевладельцам, которые крупного хозяйства не вели, а сдавали землю в обработку крестьянам. Последние за это отдавали землевладельцам до половины урожая. Уже одна эта система эксплуатации разоряла крестьян. Кроме того, крестьяне были обременены тяжелым натуральным налогом с продуктов земледелия (ашар) и денежными налогами. Hесмотря на очевидную необходимость покончить с феодальными пережитками в земледелии, правящие круги, тесно связанные с помещиками, отказывались провести радикальную аграрную реформу. Рядом мероприятий (кредитом, льготами для помещиков, ввозивших земледельческие машины, и др.) они поощряли помещиков и кулаков и стремились превратить их в капиталистов-земледельцев.

К 1929 г. площади посева под зерновыми и техническими культурами достигли довоенных размеров, но сбор по большинству из них из-за падения урожайности составлял лишь около 80 %, а поголовье домашнего скота – около 85 % довоенного.

По имеющимся обобщённым подсчётам, с 1923 по 1945 гг. власти передали за выкуп или безвозмездно в собственность землевладельцев около 1, 1-1, 2 млн. га пригодных для обработки земель, что эквивалентно 10 % обрабатывавшихся в то время сельскохозяйственных площадей. Всего земельными собственниками стали около 270 тыс. семей.

Так завершилась революция, в результате которой турецкие феодалы-чиновники, стоящие на светской националистической платформе, силой отобрали власть у турецкого султана и феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе. В итоге им удалось сохранить остатки, когда-то великой Османской империи, в небольших границах сегодняшней Турции. История много раз показывала, что когда болтуны стоят у власти, то рано или поздно они потеряют страну и приведут свою нацию к гибели. И не важно на какой платформе стоят эти болтуны, - умнее они не станут. Конец их предопределен, - это поражение.

В Казахстане тоже есть феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, - это Кайрат Сатыбалды, Бекболат Тлеухан, и различные лидеры уахабитских и салафитских течений.

Эти товарищи хотят превратить Казахстан в подобие Кувейта, Катара или ОАЭ. Но они не понимают и не знают никаких законов экономического и общественного развития. Например, они не знают, что доход Кувейта от нефти составляет $ 70 млрд. в год., и поэтому на одного гражданина этой страны приходиться $ 70 000. В нашeй стране доход от нефти составляет $ 53 млрд. И при населении Казахстане в 17 млн. человек, доход на одного гражданина составляет $ 3 000. Это в 23 раза меньше, чем в Кувейте. Поэтому никакой второй Кувейт, они в Казахстане не построят. А вот, превратить нашу страну во второй Афганистан, Сомали или Судан, они безусловно смогут. Кроме того, эти товарищи не понимают, как и почему Арабский халифат стал сильнейшим и самым развитым государством своего времени. Они не понимают, что сделало мусульманскую Османскую империю во главе с турками, одной из ведущих стран. Они не понимают на чем была основана сила и могущество исламского государства Тимура. У них нет ответа на вопрос, - почему мусульманская империя Великих моголов в Индии, основаннaя Бабуром, смогла победить превосходящие по численности силы индийских княжеств, и также войти в ряд сильнейших и развитых государств своего времени.

Все эти мусульманские страны стали великими, потому что понимали ислам как технический прогресс. Они создали на основе исламского права законы, которые способствовали развитию торговли и ремесел, науки и техники. В этих государствах люди различного социального положения получали защиту своих прав, свобод и собственности.

Ничего этого наши сегодняшние феодалы-чиновники, говорящие об исламе, не знают и не понимают. Для Казахстана приход таких феодалов-чиновников к власти означает, что мы в итоге будем расчленены также как Османская империя.

Сегодня Турция – это демократическая светская парламентская республика. Oсновная власть страны сосредоточена в руках премьер-министра, который выдвигается из партии, получившей большинство в результате национальных парламентских выборов.

В Турции проживает более 77 млн. человек. 90 % населения говорит на турецком языке. Преобладающий этнический состав Турции – турки (70-75 %, 2008 г.), исповедующие суннитский ислам (99, 8 %). Второй по численности народом являются курды (18 %, 2008 г.). Среди других основных национальных меньшинств в Турции – греки, армяне, евреи, арабы и персы (7-12 %, 2008 г.). Доля государственного сектора с конца 20-х и до начала 80-х годов не опускалась ниже отметки 50 %, доходя, по различным оценкам, до 75 %. Правящим классом до 2003 г., являлся класс феодалов-чиновников, стоящих на светской националистической платформе (кемалисты). Но из-за плохой экономической политики, погрузившей страну в кризис и вызвавшей обнищание нации, а также из-за бюрократии и коррупции, поразившей государственный аппарат, кемалисты, проигрывают власть союзу турецких капиталистов и феодалов-чиновников стоящих на религиозной платформе. Спусковым крючком, после которого, кемалисты потеряли власть стал кризис 2000-х годов. Банковский кризис в Турции разразился в феврале 2001 г., когда потерпели крах сразу несколько кредитных учреждений. Pазрушительные последствия кризиса испытали все звенья турецкой экономики. Национальная валюта Турции за два дня обесценилась в два раза и упала до 1 350 000 лир за доллар. В результате этого кризиса, кемалисты потеряли власть.

Нынешние турецкие феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, поняли свои прошлые ошибки, и стараются сделать все для развития в Турции внутреннего товарного производства. Они изменили свое понимание ислама, и сегодня их религиозная идеология направлена на рост внутреннего товарного производства, способствyeт научно-техническому прогрессу, и убираeт все преграды для капиталистического развития страны.

Политически они представлены Партиeй справедливости и развития. Лидер партии – действующий премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Эрдоган родился 26 февраля 1954 г. в бедной семье. В 1976 г. окончил религиозный лицей Имама Хатила в Стумбуле. Именно здесь он познакомился с исламом, оказавшим значительное влияние на формирование его политических воззрений. Реджеп Тайип Эрдоган окончил Экономический факультет престижного Университета Мармара. В ходе городских выборов Реджеп Тайип Эрдоган становится мэром Стамбула в 1994 г. В отличие от большинства политиков того времени, Реджеп Тайип Эрдоган не был коррумпирован, из-за чего пользовался значительной популярностью среди жителей неофициальной столицы. В 1997 г. исламистская Партия Благоденствия (ПБ), в которую входил Реджеп Таййип Эрдоган, была запрещена, а сам мэр Стамбула оказался в тюрьме по обвинению Конституционного Суда в пропаганде взглядов, разжигающих национальную рознь, во время демонстрации в Шиирте.

После освобождения, в 2001 г. Реджеп Тайип Эрдоган основывает Партию Справедливости и Развития (ПСР), которая становится наследницей ПБ и перенимает её основные исламистские ориентиры. ПСР пришла к власти в результате победы на выборах 3 ноября 2002 г. Корни победы нужно искать в восьмидесятых годах прошлого века, когда благодаря реформам тогдашнего премьера Тургута Озала мощными темпами развивался принципиально новые для Турции формы бизнеса. Начал развиваться частный сектор. Вначале начала развиваться мебельная промышленность, индустрия текстиля, пищевая промышленность и перерабатывающая деятельность, а потом и машиностроение. Этот новый бизнес требовал от государства высокой эффективности управления и снижения уровня коррупции. Политической структурой, которая обещала это, и стала пришедшая в 2002 г. к власти ПСР. Так оформился союз турецких капиталистов и феодалов-чиновнков, стоявших на религиозной платформе. После выборов в 2002 г. новое правительство посвятило себя установлению финансовой дисциплины и проведению экономических реформ.

Базовый налог на доходы корпорации был снижен с 30 % и оставляет 20 % от прибыли предприятия, а налог на доходы физических лиц варьируется от 15 % до 35 %. Импорт технологий в Турции не облагается НДС, и таможенной пошлиной. Фирмы, в которых более пятидесяти человек заняты в НИОКР, получают значительные налоговые льготы.

До реформы 2005 г., инфляция превышала 100-120 % в год, в ходу были банкноты достоинством 20, 10, 5 и 1 млн. лир. После денежной реформы, c турецкой лиры исчезли шесть нулей - новая турецкая лира равна 1 000 000 старых турецких лир. Инфляция в Турции упала до 7, 7 % в 2005 г. - самый низкий показатель за последние 30 лет.

Доля потребительского кредитования в кредитном портфеле банков выросла с 6 % в 2003 г. до 22 % в 2008 г. Удельный вес ипотечного кредита в совокупном кредитном портфеле составляет 11 % в 2007 г. B 2002 г. был равен 1 %. В 2002 г. только 3 % покупок домов финансировалась банками через ипотеку. Такой маленький интерес населения к закладным был связан высокими инфляциями и соответственно высокими процентными ставками на ипотечные кредиты.

Высокая инфляция, завышенные процентные ставки и значительные издержки долгое время препятствовали развитию турецкого кредитного рынка.

 

Таблица 1. Основные показатели пяти коммерческих банков Турции (в % от общей суммы активов, депозитов и кредитов коммерческих банков)

Пять крупных банков      
Активы      
Депозиты      
Кредиты      

 

Крупнейшие турецкие банки, - ТС Ziraat Bankasi, Turkiye Is Bankasi, Turkiye Garanti Bankasi, Akbank, и Turkiye Vakiflar Bankasi, - владеют 63 % активов и 66 % де­позитных ресурсов сектора.

В структуре пассивов доля вкладов за 2007 г. составляет 64 %, из них 42 % - вклады в турецких лирах, 22 % - вклады в свободно конвертируемой валюте (СКВ). В последние годы темпы роста депозитов физических лиц в турецких лирах опережали темпы роста депозитов физических лиц в иностранной валюте, при том, что в 2000-2003 гг. отмечалась противоположная тенденция (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Вклады населения в банковском секторе (%)

ГОДЫ Вклады в ТL Вклады В СКВ
     
     
     
     
     
     
     

 

Развитие кредитных операций банков с реальным сектором экономики является основным фактором роста величины активов банковского сектора после кризиса 2001 г. В последние несколько лет наблюдается резкий рост показателей кредитования как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП: с 14 % в 2002 г. до 41 % в 2010 г. (см.табл. 3)

Таблица 3.

Годы                  
Кредит/ВВП                  

 

Рост кредитов, начавшийся после кризиса, стал возможным благодаря увеличению количества потенциально кредитоспособных заемщиков в результате роста ВВП и повышения уровня доходов населения и предприятий, а также стабилизации валютного курса, что сделало невыгодным для банков держать значительные активы в валюте.

В структуре кредитного портфеля удельный вес промышленного сектора составляет 37 %, кредиты в сферу торговли – 13 %, в сферу услуг – 13 % и 7 % - строительный сектор.

Также турецкие феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе уделяют большое внимание политикe развития и поддержки собственного производства.

Власть всячески поощряет и поддерживает экспортёров. В Турции действуют законы об антидемпинговой политике, и, если возникает необходимость в ограничении импорта, это делается мгновенно со ссылкой на демпинг. Турецкое правительство как бы говорит своим экспортёрам: «Идите, завоюйте весь мир, а мы создадим для вас все условия!». Но при этом они должны обогащать государство. И они это делают. Например, Турция, заботясь о перспективах роста, практически на корню скупила экономику Грузии. Государство, как крупнейший потребитель, для поощрения местного производителя мощно задействует систему закупок. Показательная деталь: в командировки за счёт госбюджета обязательно нужно летать самолётами турецкой авиакомпании.
А вот по участию иностранного капитала ограничения в стране есть. Например, в транспорте, всё равно в каком - воздушном, морском, железнодорожном, автомобильном – 51 % должен оставаться в руках турецких резидентов, капитаном судна может быть только гражданин Турции, экипаж должен в значительной степени состоять из турок и т.д.

На территории заброшенных городских пустырей были созданы десятки благоустроенных промышленных зон, объединяющих производителей профильной продукции. Например, зона кожевенных предприятий под Стамбулом - около трехсот фирм, которые занимаются от выделки кожи до пошива одежды, обуви и производства всевозможных аксессуаров. Существуют объединения производителей ткацкой, пищевой, табачной промышленности. Каждая промзона с собственной автономной инфраструктурой: системой очистных сооружений, спортивными комплексами, пожарной службой и даже мечетью. И так почти в каждом турецком пригороде. Только занимавшиеся малым и средним бизнесом знают, как такие объединения снижают издержки на приобретение сырья, транспорт.
Именно в такой «льготной промзоне» находится Indesit (второй по величине в Европе), производятся последние модели Ariston, кондиционеры и телевизоры Vestel.

Вопреки сложившемуся стереотипу о Турции как стране туризма и торговли, там не только сохранили реальный сектор экономики, но и активно развивают химическую, фармацевтическую промышленность, энергетику, металлургию, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 % (обрабатывающая промышленность, включая строительство, составляет 84 %).
Власть сделала ставку на те отрасли, которые направлены и на экспорт, и, учитывая 70-миллионное, постоянно растущее население, на внутреннее потребление.

Для льготного кредитования малых предприятий создан Народный банк, по всей стране открыто около тысячи офисов, директора которых могли самостоятельно выдавать кредит - около $ 35 тыс. на клиента, сроком от года до десяти лет. Правда, эти кредиты выдаются исключительно предприятиям-производителям продукции. В результате этой политики сегодня они составляют около 95 % компаний страны, в небольшом бизнесе занят приблизительно каждый третий турок.

Доля участия в акционерном капитале для иностранных акционеров ограничена 25 % в сфере телевидения и радиовещания и 49 % - в авиации и морском транспорте. Однако на компании полностью распространяется национальный режим с момента их создания. Создание компании в сфере финансовых услуг, включая банковские услуги и страхование, и в секторе нефти требует специального разрешения от Правительства как в отношении местных, так и иностранных инвесторов. Все компании, созданные с участием иностранного капитала и в соответствии с правилами Коммерческого кодекса Турции (существующие и вновь созданные иностранные компании), рассматриваются как турецкие компании. Таким образом, равный режим как в отношении прав, так и обязанностей. Компаниям разрешается вычитать из налогооблагаемой базы 40 % расходов на НИОКР, направленных непосредственно на новые технологии и знания. Компании, осуществляющие инвестиции и занимающиеся производством, обладают правом на снижение налога и страховых взносов, энергетическую поддержку и свободное предоставление земли. Так, например, сегодня в автомобильной отрасли страны доминируют иностранные компании (свои филиалы тут открыли около 20 мировых автогигантов), для которых Турция - выгодное место сборки. В результате, экспорт автомобильной продукции превзошёл традиционный для экспорта страны текстиль (20 % экспорта).

Теперь посмотрим, как все эти меры сказались на турецкой экономике.

 

Таблица 4. Приток ПИИ

Годы 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Прямые иностранные инвестиции $ 982 000 000 $ 9 805 000 000 $ 7 154 000 000

Таблица 5. Экономические показатели

Название 2000 г. 2003 г. 2010 г. % изменения от 2000 г.
  ВВП   $ 444 000 000 000   $ 458 200 000 000 $ 960 000 000 000   + 116 %
  ВВП на душу населения $ 6 761 $ 6 727 $ 12 345 + 82 %
  Граждане   66 000 000   68 109 470 78 000 000   + 18 %
  Валовой внешний долг   $ 100 000 000 000 $ 118 300 000 000 $ 270 000 000 000 + 158 %
  Уровень безработицы 7, 3 % 10, 8 % 12, 4 % + 70 %

Таблица 6. Сельское хозяйство

Название 2000 г. 2003 г. 2010 г.
  Сельскохозяйственные угодья, тыс. га 38 757 40 645 38 911 (2009 г.)
  Пахотные земли, тыс. га 23 826 23 372 21 351 (2009 г.)
  Посевная площадь, тыс. га 2 553 2 656 2 943 (2009 г.)
  Пары, тыс. га 4 826 4 991 4 323 (2009 г.)
  Орошаемые земли, тыс. га 3 093 5 215 5 215 (2009 г.)
  Производство пшеницы, тыс. тонн 21 000 19 000 19 660
  Производство ячменя, тыс. тонн 8 000 8 100 7 240
  Производство сахарной свёклы, тыс. тонн 18 821 12 623 17 942
  Производство зерновых культур, тыс.тонн 32 249 30 807 32 748
  Производство зернобобовых культур, тыс. тонн 1 182 1 437 12 035
  Производство технических культур, тыс. тонн. 1 233 1 209 895 (2009 г.)
  Производство масленичных культур, тыс. тонн 2 253 2 388 2 396 (2009 г.)
  Производство клубневых, тыс. тонн 24 191 17 922 22 491
  Производство фуражного зерна, тыс. тонн 5 374 6 117 20 698 (2009 г.)
  Производство хлопка - сырца, тыс. тонн 2 261 2 345 2 150
  Производство риса, тыс. тонн      
  Производство овощей, тыс. тонн 22 358 25 824 25 997
  Производство фруктов, тыс. тонн 13 421 13 141 16 386
  Поголовье скота (КРС), тыс. голов 10 907 9 901, 5 10 811, 2 (2009 г.)
  Поголовье овец на конец года, тыс. голов 28 492 25 431, 5 21 749, 5 (2009 г.)
  Поголовье коз на конец года, тыс. голов 7 201 6 771, 7 5 128, 3 (2009 г.)
  Производство мяса в живой массе, тыс. тонн 491, 5   412, 6 (2009 г.)
  Производство птичьего мяса в убойной массе, тыс. тонн 662, 7 905, 2 1 323, 6 (2009 г.)
  Производство молока, тыс. тонн 9 794 10 611 12 542 (2009 г.)
  Производство яиц, млн. шт. 13 508, 6 12 666, 8 13 832, 7 (2009 г.)
  Производство шерсти, тыс. тонн 43, 1 46, 5 40, 3

 

Таблица 7. Промышленность

Название 2003 г. 2005 г. 2009 г.
  Производство хлопковой пряжи, тыс. метр. тонн -    
  Производство шерстяной пряжи, тыс. метр. тонн -    
  Производство газетной, писчей и типографской бумаги, тыс. метр. тонн -    
  Производство твердого угля, тыс. метр. тонн 2 059 2 392 (2000 г.) 2 863
  Производство сырой нефти, тыс. метр. тонн 2 375 2 749 (2000 г.) 2 237
  Производство природного газа, млн.м. куб.   639 (2000 г.)  
  Производство электроэнергии, млн. кВт/час 140 581 124 926 (2000 г.) 194 813
  Добыча лигнита, тыс. тонн. - 63 654 81 283
  Добыча железной руды, тыс. тонн - 6 027 3 766
  Добыча хромовой руды, тыс. тонн -   1 565
  Добыча свинцово - цинковой руды, тыс. тонн -   362 (2008 г.)
  Производство железа в чушках, тыс. метр тонн - 8 470 144 8 852 262 (2008 г.)
  Производство необработанной стали (включая слитки и литье), тонн - 21 644 439 30 129 290
  Алюминий: первичный, тонн - 154 793 89 129
  Медь: рафинированная, тонн - 134 557 24 209
  Цинк: первичный, тонн - 4 003 20 373
  Свинец: первичное, тонн - 17 352 8 523
  Производство азотных удобрений, тыс. метр. тонн - 1 744 1 483
  Производство пшеничной муки, тыс. метр. тонн - 5 259 5 693
  Производство цветных телевизоров, шт. - 19 471 348 9 198 841
  Производство пассажирских автомобилей, шт. - 648 678 753 015

 

Как мы видим, кардинального улучшения в производстве товаров не произошло. Более того, производство электроники Турция проиграла, странам Юго-Восточной Азии. Снижение производства телевизоров с 20 млн. шт. в 2005 г. до 9 млн. шт. в 2010 г. Кроме того, никакого серьезного притока прямых иностранных инвестиций в экономику Турции не произошло. Рост всего с $ 1 млрд. в 2000 г. до $ 10 млрд. в 2005 г., а затем падение до $ 7 млрд. в 2010 г. Конечно, свою роль сыграл нынешний кризис перепроизводства. Но в любом случае, турецкая экономика построена на внешних кредитах, а не на инвестициях. По внешнему долгу мы наоборот видим взрывной рост, - с $ 100 млрд. в 2000 г., до $ 270 млрд. в 2010 г. Иностранные инвестиции за то же время выросли на $ 6 млрд., а внешний долг вырос на $ 170 млрд. Большая часть внешних займов пошла на потребительский сектор и в ипотеку. Это вызвало рост смежных областей экономики, импорт иностранных товаров и следовательно привело к росту ВВП. Но экономика, построенная на долге, очень нестабильна. Долг рано или поздно придется отдавать. Пока новый правящий класс Турции умело балансирует и не позволяет экономике скатываться в кризис.

Таким образом, мы увидели, как в однoй из сильнейших мусульманских стран, - Османскoй империи, доведеннoй до краха плохой политикой правящего класса, была совершена национально-буржуазная революция. Сначала феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, потерпели полное поражение, проиграли схватку за власть и потеряли страну. На смену им пришел правящий класс феодалов-чиновников, стоящих на светской националистической платформе, которые посредством кемалисткой революции сумели сохранить небольшие остатки когда-то великой Османской империи. На сегодняшний день мы видим возвращение стоящих на религиозной платформе феодалов к власти в Турции. Они в союзе с турецкими капиталистами исправляют свои прошлые ошибки, и пытаются на базе исламской идеологии построить мощную индустриальную державу. Eсли они с нее не свернут c правильной дороги, то у них непременно получится.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.