Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические преобразования. 1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание распустило султанат Мехмеда VI., a 3 марта 1924 г






1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание распустило султанат Мехмеда VI., a 3 марта 1924 г. упразднило халифата. Халиф и его приспешники были немедленно выдворены из страны, лишены турецкого гражданства, а их имущество конфисковано.

Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Коран перевели на турецкий. Азан (призыв на молитву) стал звучать на турецком языке. Под особый контроль были поставлены мечети. 30 ноября 1925 г. был наложен запрет на деятельность религиозных обителей и орденов, запрещены посещения тюрбе (усыпальниц почитаемых мусульманских святых), которые являлись центрами антиреспубликанской пропаганды. Уголовный кодекс Турции запретил политические ассоциации на базе религии. Запрещено было употребление духовных званий – халиф, шейх, дервиш, мюрид (последователь шейха), сейид (потомок Мухаммеда), челеби (глава дервишского ордена), вали, эвлия и т.п.

Но это не означало, что Кемаль Ататюрк отказался от религии. Ислам по-прежнему оставался при Ататюрке и до сих пор остается важной частью частной жизни граждан. День рождения Мухаммеда был объявлен праздничным днем, a ислам остается государственной религией Турции. B преамбуле к действующей Конституции Турции подчеркивается, что «в соответствии с принципом светского государства на государственные дела и политику никоим образом не должны влиять священные религиозные чувства». В то же время в статье 24 предусмотрено, что каждый имеет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений, а богослужение, религиозные обряды и церемонии должны проводиться свободно. Никто не должен принуждаться к отправлению религиозных культов или участию в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и не может быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения». Показательно, что в светской республике обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ, но осуществляется под контролем и надзором государства.

Все действия Кемаля были направлены не против ислама, они были направлены против феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе и использовавших ислам как орудие для сохранения собственной власти. Политика Кемаля была направлена против контроля со стороны Англии и Франции, которые использовали феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе, для продолжения оккупации Турции. Кроме того, Кемаль как и вся турецкая нация видел, что феодалы, стоявшие на религиозной платформе, привели Османскую империю к гибели. Поэтому, ему было необходимо выбить почву из-под ног людей, которые использовали ислам просто как средство собственного обогащения и сохранения своей власти. Кемаль понимал, что если оставить им малейшую возможность влияния на нацию, они непременно воспользуются этим с целью захвата власти в стране. После чего, даже небольшой остаток Османской империи, с таким трудом сохраненный в границах нынешней Турции, будет потерян из-за губительной политики этих людей.

В 1934 г. Турция ввела фамилии. До тех пор в империи использовались лишь имена и прозвища, которые, как правило, связывались с профессией или другими характерными особенностями человека, и не передавались их детям. Первым получил фамилию президент Мустафа Кемаль, которую ему присвоил парламент. Он был назван «Ататюрком», что в переводе означает «Отец турок». В 1930 г. женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 г. - в парламент. Женщины сняли паранджу, стали принимать активное участие в общественной жизни. Результатом такой политики можно считать и то, что через несколько десятков лет премьер-министром страны стала женщина - Тансу Чиллер.

25 ноября 1925 г. в Турции началось наступление на традиционную турецкую одежду, которую кемалисты считали символом отсталости. В одной из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения в отношении ношения традиционной турецкой одежды таким образом: «Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить ее шляпой – головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни». Был издан декрет, который требовал от турецких чиновников носить костюм, «общий для всех цивилизованных наций мира». Таким образом, была запрещена феска и национальным головным убором были признаны шляпа и кепка.

В декабре 1925 г. в Турции была введена международная система времени, календаря и мер измерения. Ушла в прошлое мусульманская система летоисчисления по году хиджры (в 622 г. Мухаммед и его сторонники ушли из г. Мекки в г. Медину). Для оптимизации работы с западными предпринимателями день отдыха был перенесен с пятницы на воскресенье. 8 апреля 1924 г. был принят закон о судебной реформе, упразднявший шариатские суды. С 4 октября 1926 г. в Турции введен новый гражданский кодекс, который стал регулировать вопросы брака, развода, наследства, отношений частной собственности. Он запретил многоженство и дал женщине равные с мужчиной права в вопросах развода и наследования имущества. В 1920-х годах количество неграмотных людей в Турции достигало 90-95 %. С осуществлением языковой реформы этот уровень резко снизился. Задача Ататюрка заключалась именно в снижении этого уровня в кратчайшие сроки. 1 ноября 1928 г. арабский алфавит, был заменен простым и удобным латинизированным алфавитом.

Кемализм стал официальной идеологией Турецкой Республики, основанной на шести принципах, так называемых шести стрелах, закрепленных в конституции 1937 г. Шесть стрел – это республиканизм (идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии), национализм как база режима, народность (борьба против классового неравенства и сословных привилегий), светский характер государства и отделение государство от религии, этатизм или державность (построение смешанной рыночно-государственной экономики при лидирующей роли государства), реформизм (курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.