Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины Турецкой революции






В первой мировой войне (1914-1918 гг.) Османская империя приняла участие на стороне Германии. После поражения Османской империи и подписания Мудросского перемирия державы-победительницы приступили к разделу ее территории и поставили под свой контроль столицу империи — Стамбул. Мудросское перемирие было подписано 30 октября 1918 г. представителями Великобритании и султанского правительства Турции на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос. Турция была вынуждена принять продиктованные тяжелые условия:

  • открытие проливов для военных флотов Антанты и предоставление союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл (ст. 1);
  • сдача турецких гарнизонов, оставшихся в арабских территориях Османской империи, - Ирак, Сирия, Хиджаз и Йемен;
  • эвакуация турецких войск из Ирана, из занятой ими части Закавказья и из Киликии (ст. 11 и 16);
  • согласие на оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них» (ст. 24), а также вообще любого стратегического пункта в Турции, «если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников» (ст. 7);
  • немедленная демобилизация турецкой армии (ст. 5);
  • передача турецких военных кораблей Антанте (ст. 6);
  • установление контроля союзников над радио, телеграфом (ст. 12) и железными дорогами (ст. 15);
  • предоставление союзникам права пользоваться всеми портами и причалами (ст. 8);
  • безоговорочное возвращение военнопленных из числа подданных союзных держав с оставлением военнопленных турок в распоряжении союзников (ст. 22);
  • разрыв Турцией всяких отношений с центральными державами (ст. 23).

Результатом поражения в войне стала практически полная потеря Османской империей всех своих территорий. Сирия и Ливан перешли под контроль Франции. Палестина, Иордания и Ирак — Великобритании. Hа западе Аравийского полуострова при поддержке англичан (Лоуренс Аравийский) образовались независимые государства: Хиджаз, Неджд, Асир и Йемен. Впоследствии Хиджаз и Асир вошли в состав Саудовской Аравии. Турция отказывалась от всех прав в Египте и признавала английский протекторат над ним. Турция утрачивала также всякие права в отношении Судана, признавала британскую аннексию Кипра и протекторат Франции над Марокко и Тунисом. Турция отдавала Италии все свои права на острова Эгейского моря (Додеканез).

13 ноября 1918 г., в соответствии с условиями перемирия, Антантой был оккупирован Константинополь — началась интервенция в Турцию стран Антанты, Греции и новосозданной Демократической республики Армения. Таким образом, условия Мудросского перемирия имели целью подготовить окончательный раздел Турции. Окончательные итоги Первой Мировой войны в регионе подвел Севрский мирный договор, подписанный 10 августа 1920 г. султанским правительством Турции и державами-победительницами (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией). Результатом которого стало отторжение от Османской империи арабских районов и расчленение турецкой территории.

Принятие этих условий султанским правительством вызвало негативную реакцию турецкого народа и армии. Султан заявил, комментируя условия перемирия: «Какими бы суровыми ни были эти условия, мы принимаем их. Дружественная политика Англии, по нашему мнению, не изменилась. Позже мы сможем завоевать их прощение и их милость». Султанское правительство расписалось в собственной беспомощности. Выкупая ценой национальной катастрофы собственную жизнь, султан и особенно его окружение стали удобным орудием в руках империалистов-захватчиков. В правление этого султана, Мехмеда V Решада, было много войн в результате которых страна терпела постоянные поражения. B Балканской войне 1912-1913 гг. Турция потерпела поражение, передав Италии Триполи. Повсюду царили безнравственность и взяточничество.

Первая мировая война, привела к огромным потерям среди населения империи. Из двух миллионов восьмисот тысяч мобилизованных более шестьсот тысяч погибших, четыреста тысяч раненых, более полутора миллионов пропавших без вести.
Подавляющая часть населения Османской империи бедствовала, в то время как султан и феодалы-чиновники, на которых он опирался, транжирили огромные деньги в кабаре, тавернах и ресторанах. Голод и нищета, полуразрушенные жилые кварталы и богатые особняки, просящие милостыню инвалиды войны, певцы канто и зарубежные артисты стали неотъемлемой частью печального образа Стамбула того времени. Четыре года мировой войны подорвали экономику страны, сельское хозяйство. Поголовье скота уменьшилось с 45 до 19 млн. Инфляция развивалась головокружительными темпами: стоимость предметов первой необходимости в месяц поднялась с 235 пиастр в июле 1916 г. до 4717 в 1918 г. Македонцы, армяне, греки, арабы, турки — никто больше не верил в существование Османских соединенных штатов.

С 1517 года турецкие султаны сочетали титулы императора и халифа, формального лидера исламского мира. Это придавало легитимность как имперским завоеваниям в исламском мире, так и абсолютной власти монарха внутри собственно турецкой ее части. Kонцепция государства в Османской империи имела смысл только в религиозном контексте. Религия обеспечивала не только законность политического руководства, но и его стабильность. Кроме того, религия была связующим звеном между центром и периферией Османской империи, в которой все местное управление находилось под опекой исламского духовенства. Оно же выполняло функции контроля за деятельностью всех элементов управления. По существу османская бюрократия состояла из двух отдельных бюрократических структур. Одной из них была гражданская бюрократия капыкулу, а другой — «религиозная бюрократия», формировавшаяся из лиц, прошедших обучение в медресе. В сфере ответственности «религиозных бюрократов», улемов, находились три важнейшие области: система образования, судебная система и толкование шариата, являвшегося основой правовой системы империи.

Турецкий султан (халиф), опиравшийся на феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе, довел страну до краха. Когда-то сильнейшая мусульманская страна была уничтожена из-за политики правящего класса, - турецкого султана и феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе. Вместо того, чтобы на основе ислама продолжать строить мощное и развитое государство, турецкий султан использовал религию как инструмент для удержания власти и ограбления собственного народа. Такая политика привела к тому, что Османская империя, не смогла создать мощную промышленность, опирающуюся на научно-технический прогресс. В итоге это закончилось разгромом и развалом, когда-то сильнейшего исламского государства. Угроза распада страны и прекращения государственности подтолкнула национально-прогрессивные силы турецкого общества к революции.

Руководящую роль в организации и проведении национально-освободительной революции сыграли феодалы-чиновники, стоявшие на светской националистической платформе, - турецкая интеллигенция и офицерство, из среды которого вышел Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк).

Мустафа Кемаль Ататюрк pодился в 1881 г. в Салониках в Греции, на территории Македонии. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. Когда разразилась первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. У Галлиполи с начала апреля 1915 г. он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище «Спаситель Стамбула», это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. В 1916 г. Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 г., в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами.

Кемаль был популярен среди офицеров и солдат личной честностью и патриотизмом. После заключения Мудросского перемирия Кемаль эвакуировал свои войска с Киликии и пытался организовать сопротивление английским войскам, но, не получив поддержки со стороны султанского правительства, подал в отставку и уехал в Стамбул, где начал группировать вокруг себя лиц, недовольных примиренческой политикой султанского правительства по отношению к странам Антанты. Но оккупированный Стамбул не был удобным местом для организации отпора иностранным захватчикам, тогда как из Анатолии приходили вести о развернувшейся там борьбе крестьянских партизанских отрядов против оккупантов.

Кемаль, получив при содействии друзей командировку в Восточную Анатолию в качестве инспектора армии, в мае 1919 г. прибыл в Самсун. В Анатолии уже существовали не только партизанские отряды, но и буржуазные национально-революционные организации. Hациональные силы были раздроблены и действовали несогласованно. Кемаль приступил к их объединению. Он разослал по всей стране циркулярные письма, в которых говорилось, что «неприкосновенность родины и независимость нации находится в опасности», что «центральное правительство не в состоянии выполнить свой долг» и что поэтому «необходимо созвать в Анатолии национальное собрание, свободное от всякого влияния и контроля». Прошло немного времени, и султанское правительство, находящееся в Стамбуле, поняло свою ошибку. Султан приказал Кемалю вернуться в Стамбул, но тот подал в отставку и объявил, что остается в Анатолии как частное лицо, окончательно связав свою судьбу с национальным движением.

Необходимо понимать, что к этому времени Османская империя прекратила свое существование. Вся страна находилась под оккупацией войск Англии и Франции, и стоял вопрос о том, что этнические турки, будут лишены возможности иметь свое государство. Турецкий султан (халиф) фактически предал свой народ, и перешел на сторону иностранных захватчиков. Он использовал свою власть, как халифа (главы всех мусульман), как средство, чтобы заставить повиноваться оккупантам. Таким образом, султан и феодалы-чиновники, стоявшие на религиозной платформе, надеялись сохранить остатки своей власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.