Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что: I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).
Вид
деятельности
компонент
| Игра
| Тру
| учение
| цель
| В ее постановке
главная роль
принадлежит детям,
обусловливается их
интересами и же-
ланиями
| Совместная
(для взрослых и
детей) постановка
цели.
| Цель перед детьми ставит
педагог, который
руководствуется
программой.
| планирование
| Дети подчиняются
свободному замыслу,
обговариваемые
заранее пути раз-
вития сюжета могут
свободно изменятьс
Предварительный
план необязателен
| Характерно
предварительно
оговаривание всех
сторон
деятельности
участниками -
воспитателем и
детьми.
| Занятие проводит педагог по зара
продуманному плану. Дети
выполняют указания питателя.
| Процесс деятельности
| В процессе
руководства педагог
должен считаться с
замыслом и
интересами детей.
Прямые указания
могут привести к
разрушению игры.
Участником педагог
может не быть. Об-
щение возникает ли-
бо на основе един-
ства замысла, либо
на основе личных
симпатий. Дети с
помощью игрушек
или предметов-
заместителей
изображают
деятельность взрос-
лых. Их действия
носят игровой, отоб-
разительный харак-
тер и не приводят к
реальному резуль-
тату.
| Взрослые и
дети действуют
совместно
.направляя усилия
на достижение
общего результата.
Педагог не должен
от начала и д о
конца выполнять
работу с
воспитанниками, но
они должны видеть
заинтересованность
взрослого в до-
стижении общей
цели. Общение
возникает на основе
единства цели.
Сотрудничество и
взаимопомощь
поддерживаются и
поощряются
педагогом.
Ведущими
являются
предметно-
орудийные действия, с
помощью которых и
достигается резуль-
тат
| Педагог всеце
направляет деятельность
детей: педагог учит - дети
учатся. Усилия детей достижении поставленной
цели носят индивидуаль
ный характер. Ведущими
являются умственные
действия и учеб
навыки.
| Результат
| Не приносит
практического
результата, но
вызывает у детей
радость, удовлетво-
рение. Может быть
завершена на любом
этапе и от этого не
теряет своей прив-
лекательности.
| Смысл труда
состоит в полу-
чении практичес-
кого результата,
удовлетворяющего
чью-то потребность.
| Дети получают результат
познавательного характера
-научился.
|
|