Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду






Содержательная деятельность дошкольников является одним из важных условий сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. На этом этапе основная задача состоиттв предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. На первом году жизни важно помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предметов, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать определенное значение (маленькое то, что можно схватить одной рукой). Известно, что в условиях ограниченности впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущих к значительным задержкам общего развития.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания. Ребёнка раннего возраста важно знакомить со всеми основными разновидностями свойств — 6 цветов спектра (кроме голубого), белым, черным цветом, формами как квадрат, прямоугольник, круг, овал. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Величина оценивается как большой – маленький. Для привлечения детей к свойствам предметов целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставлять предметы по форме, величине, устанавливать их совпадение или несовпадение. Такое совпадение дети не могут выполнить зрительно, поэтому им предлагают накладывать предметы друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сравнения дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Дети третьего года могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозайки, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При таких действиях важно добиваться чтобы ребёнок усвоил что цвет, форма, величина — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.

Целью третьего этапа и является формирование представлений об эталонах.

Начиная с 3-х лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами цвета служат хроматические («цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном, далее знакомить с оттенками. При ознакомлении с оттенками тонов указывают на их яркость по светлоте, указывая на их название. Для лучшего запоминания можно использовать опредмеченные названия (лимонный, сиреневый, морковный). Усвоение цветов и их оттенков лучше организовать в деятельности, например при смешении красок, разведении их водой.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Квадрат, треугольник круг, овал, прямоугольник, позднее трапеция. Задача — сформировать умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ. Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, педагог обучает их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное свойство, её определение производиться при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, поэтому в качестве условной мерки может быть принята любая исходная величина. Формирование представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей и нарастающей величины.

Представления об основных разновидностях цвета, формы, величины, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Для усвоения представлений о сенсорных эталонах используются приём группировки предметовиспользуются приёмы для

Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.