Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительство первых железных дорог, выход железнодорожного транспорта на все континенты






Успех железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог. В Великобритании в 1830 г. была сооружена дорога Ливерпуль – Манчестер. Ее строительством руководил Дж. Стефенсон. Он ввел рельсовую колею шириной 1435 мм, которая получила название «стефенсоновской». Для улучшения профиля трассы линии длиной 50 км были построены 63 моста и путепровода (конструкции Дж. Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через болото. Для этой линии Стефенсон построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета», развивший скорость 56 км/ч, одержал победу. Линия Ливерпуль–Манчестер явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Дж. Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.

В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон – Огеста, длинной 64 км. В 1831 г. в Филадельфии начал работать 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.

В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах: 1833 г.– Франция (линия Сен-Этьен –Лион, 58 км); 1835 г.– Бельгия (Брюссель–Мехельн, 21 км), а также Германия (Фюрт– Нюренберг, 7 км.

Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общественного пользования. В 1837 году была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург – Царское Село протяженностью 26, 7 км. Хотя первая в России железная дорога по своему протяжению и сравнительно невысокому экономическому значению являлась пригородной дорогой, это была первая в мире дорога, построенная в столь северных широтах. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в суровых климатических условиях России. В 1851 г. завершилось сооружение 2-х путной магистрали Петербург – Москва, которая явилась важной вехой в развитии железнодорожного транспорта и выработке государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог в стране.

Всего в 1850 г. общая длина рельсовых путей превысила 38 тыс. км. Железные дороги как вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е гг. первые ж.-д. линии были построены в странах Азии (Индия, 1853 г.), Африки (Египет, 1854 г.), Южной Америки (Чили, 1852 г.), в Австралии (1854 г.). В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в том числе в США – 49 тыс. км, Великобритании – 16, 8 тыс., Германии – 11, 6 тыс., Франции – 9, 5 тыс., Австро-Венгрии – 4, 5 тыс., в России – 1589 км.

Этап начального развития железных дорог – это период создания ряда важных технических средств, положивших начало железнодорожной техники, организации перевозочного процесса, решения вопросов управления железнодорожным транспортом.

Много новых технических решений было реализовано в паровозах. Паровоз стал надежной конструкцией и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы. Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых вагонов (2-х и 4-осных); пассажирских вагонов («английского» и «американского» типов).

Разработаны тормозные устройства, в том числе механические системы тормозов, паровой тормоз Дж. Стефенсона (1833 г.). Создана винтовая сцепка (США).

Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути в виде рельсо-шпальной решетки – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы. Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей. Решались проблемы сортировочных станций: в 1846 г. в Германии была построена станция, расположенная на уклоне.

Создавались средства управления движением поездов: изобретение семафора (1841 г., Грегори), системы блокировки, использование телеграфа (1838 г., С. Морзе).

Заключение

Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а их строительство стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.

 

«РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.