Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная отраслевая структура экономики страны. Ее изменение в последнее десятилетие






При анализе разных типов территориально-производ­ственных систем (хозяйство мира, региона, страны, райо­на и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйствен­ной системы — вещественных нетерриториальных (отрас­ли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рас­сматривается ее территориальная (региональная) струк­тура.

Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными ко­личественными соотношениями (состав и пропорции раз­вития отраслей) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства представлена отрас­лями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

Производственную сферу образуют отрасли:

непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);

• доставляющие материальный продукт потребите­лю (транспорт и связь);

• связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

Непроизводственная сфера
включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужи­вание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и науч­ное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

Представленные основные отрасли хозяйства – про­мышленность, сельское хозяйство, строительная инду­стрия, транспорт расчленяются на так называемые ук­рупненные отрасли, а те, в свою очередь, — на однород­ные (специализированные) отрасли и виды производ­ства (например, сельское хозяйство распадается на зем­леделие и животноводство; земледелие — на зерновое хозяйство, производство технических культур, овоще­водство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство – на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

В отраслевой структуре хозяйства выделяются так­же межотраслевые сочетания (комплексы), представ­ленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергети­ческий, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически свя­занные разные отрасли (например, строительный, во­енно-промышленный, аграрно-промышленный комп­лексы).

Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

• промышленность, производящую средства произ­водства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);

• собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);

• отрасли по заготовке и переработке сельскохозяй­ственной продукции, доведению ее до потребителя (пи­щевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и об­щепит).

Важной составной частью хозяйства является инфра­структура, представляющая собой совокупность матери­альных средств по обслуживанию производства и насе­ления.

В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструк­туру.

Производственная инфраструктура продолжает про­цесс производства в сфере обращения и включает транс­порт, связь, складское хозяйство, материально-техни­ческое снабжение, инженерные сооружения и устрой­ства, коммуникации и сети (линии электропередач, неф­тепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, те­лефонные сети и т. п.).

Социальную инфраструктуру в основном образуют от­расли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо – и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с де­нежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Отраслевая структура хозяйства определяется:

по удельному весу отраслей в общем, объеме произ­водства продукции;

• по численности занятых и стоимости основных про­изводственных фондов (машин, оборудования, инстру­ментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наибо­лее объективно судить о соотношении отраслей и их взаи­мосвязях.

В ходе исторического развития в отраслевой струк­туре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сель­ское хозяйство и добывающая промышленность) усту­пают первенство «вторичным отраслям» (обрабатываю­щая промышленность и строительство), затем «вторич­ные» — «третичным» (сфера услуг).

В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сфе­ры (третичные отрасли) существенно возросла и умень­шилась доля производственной сферы (первичные и вто­ричные отрасли). В среднем в мире в непроизводствен­ной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу про­мышленности, от развития которой зависит рост произ­водительности труда во всех отраслях хозяйства. Удель­ный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2—3%. В новых индустриальных и пост­социалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 – 10% ВВП)[14].

И только в развивающихся странах сельское хозяй­ство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).

В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатываю­щих. В последних особо высокими темпами роста выде­ляются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, ро­бототехника, органический синтез и др.).

Произошли изменения и на транспорте. В грузообо­роте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте — автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй — же­лезнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10, 2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транс­порта: воздушный и трубопроводный.

В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9, 2%), в грузовых – трубопроводный (11, 8%) также догоняет железнодорож­ный.

В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, умень­шилась доля сырья и продовольствия. Возросла торгов­ля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

Под территориальной структурой хозяйства понимает­ся его деление по территориальным образованиям (таксо­нам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хо­зяйства).

В территориальной структуре современного мирово­го хозяйства можно выделить несколько иерархичес­ких уровней и соответствующих им видов территори­альных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обшир­ные территориальные части мирового хозяйства — кон­тиненты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, суб­регион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких зве­ньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а по­тому само деление хозяйства мира на регионы и субреги­оны носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регио­ны, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.