Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы размещения хозяйства, изменение их значения с течением времени
1. Фактор территории определяет общий характер пространственного рисунка хозяйства. Большая территория имеет (как правило) крупный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, размещение хозяйства по территории крупной или небольшой страны сильно отличается, и, в первую очередь, отражается на так называемом «равномерности» размещения. Конечно, во всех странах хозяйство размещено неравномерно, но степень неравномерности различна (сравните, например, Канаду и Бельгию, Китай и Швейцарию). 2. Экономико-географическое положение может стимулировать или тормозить хозяйственное развитие той или иной территории. Особое значение имеют центральное или периферийное положение, характер соседства с другими территориями, наличие удобного выхода к морю. Центральное положение Парижа способствовало его хозяйственному развитию, а окраинное положение южной Италии тормозило рост ее экономического потенциала. Соседство Турции с Европой стало одной из причин быстрого развития ее обрабатывающей промышленности. Приморские зоны в большинстве стран мира концентрируют основную часть их экономического потенциала. Экономико-географическое положение меняется во времени в зависимости от конкретной исторической ситуации. Например, в Венгрии в период развития социалистической экономики преимущества имели восточные районы, расположенные ближе к СССР. Переориентация венгерской экономики на Западную Европу дала преимущества западным территориям. Природно-ресурсный потенциал влияет на размещение материалоемких и энергоемких производств (металлургия, химия и пр.). Доминирующим фактором размещения сельского хозяйства являются агроклиматические ресурсы. На размещение туризма влияют природно-рекреационные ресурсы. 3. Ориентацию на потребителя имеют производства, выпускающие скоропортящуюся (хлебопекарная) или малотранспортабельную продукцию, которую невыгодно перевозить. Влияние потребительского фактора в последнее время заметно ослабело благодаря огромному прогрессу на транспорте, созданию новых видов упаковки продукции и т.д. 4. Наличие средств транспорта и связи всегда было неотъемлемым условием развития хозяйства. Транспортная обеспеченность уровень развития коммуникаций чрезвычайно важны практически для всех производств. 5. В условиях НТР и быстрого развития современных производств резко возросло влияние научно-технического потенциал (наукоемкости). Крупные университеты, целые города науки превратились в мощный фактор притяжения самых наукоемких производств (например, электроники). 6. Дальнейшее развитие существующих производств и создание новых в современных условиях жестко лимитируется экологическим фактором. В ряде случаев наращивать производство нельзя из-за угрожающего состояния окружающей природной среды. Многие производства требуют чистой окружающей среды (например, микроэлектроника).
|