Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На каких лингвистических концепциях прошлого строится






Современная концепция культурных стереотипов Анны

Вежбицкой?

Анна Вежбицкая (1939, Польша – сейчас живет в Австралии). В каж языке есть слова – основные культурные скрипты. Анализируя их, можно узнать многое об менталитете народа.

Мне весело (человек не явл активным участником жизненного процесса, как пассивный объект испытывает это состояние)

I’m happy (в центре стоит личное «я» -- активный субъект (а не со мной это происходит).

Язык антропоцентричен. Семантика слова зависит не от реальности, а от отношения человека к этой реальности.

Эти идеи высказывал ещё Гумбольдт. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» сказано, что язык – процесс, а не готовый продукт.

Язык – это круг, который очерчен вокруг человека. Чего нет в языке, то и не существует для человека. Мы членим природу по линиям, проложенным родным языком.

15. Чем определяется время возникновения лингвистики как науки?

Можно считать от «Восьмикнижия» Панини (3-2 вв. до Р. Х.) и др. ранних грамматистов, а можно от работы Боппа, опубликованной в 1816 г.

Основные вопросы начального периода развития лингвистических знаний.

Ранние грамматики (Панини) – 4-3 вв до Р. Х. Древняя Греция и греческие грамматисты (связь слова и предмета).

Платон (первое полное описание греч грамматики).

Др. Рим – зародилась та грамматика, которую мы знаем.

3-2 вв – грамматика как структура, идея и названия частей речи.

Восточная лингвистическая школа (Китай) – толковые словари.

17. Почему именно Фердинанда де Соссюра принято считать «отцом» современной лингвистики?

Догадался, что в индоевропейском языке были ларингальные звуки. Диссертация – единственная работа, опубликованная при жизни.

3 года читал лекции по общему языкознанию.

«Курс общей лингвистики» он не писал. Это проект Сеше, Балли и студентов, которые слушали его курс. Написан на основе его лекций.

Ф. де Соссюр

1) ввел понятие языкового знака, в кот-ром есть две стороны: означающее и означаемое (ф-ма/содерж). Фонема знаком не является – нет содержания. Считал, что языкознание должно быть отделом семиотки.

Языковой знак произволен. От означаемого напрямую не зависит означающее. Связь опосредована языковой системой.

2) относительная автономность означающего и означаемого. Меняется реалия, а слово остается прежним. И наоборот.

3) линейность означающего. Воспринимаем знак как целое. Языковой знак развертывается во времени. В пространстве тоже разворачивается (слово за словом)

4) обладает и значением, и значимостью. Что такое значимость, точно никто не знает. Есть лишь предположения.

 

Язык состоит из знаков, которые образуют систему.

Парадигматические отношения (синонимический ряд)

Синтагматические отношения (группы слов)

Иерархичность – подчинение одних эл-тов другим.

Язык можно наблюдать только в речи.

язык речь
инвариант вариант
Идея рыбы лещ
социальное явление индивидуальна
стабилен динамична

Лингвистика должна изучать стабильное, социальное.

Язык должен существовать в себе и для себя – одна из последних фраз «Курса общей лингвистики».

 

18. В чем состоял революционный характер генеративной грамматики Н. Хомского (Noam Chomsky)?

Ноам Чомски считал, что существуют глубинные грамматические структуры, общие для всех людей, живущих на планете. Задача – открыть эти грамматические структуры. Это возможно лишь по рекурсивным правилам (правила трансформации), которые преобразуют глубинные структуры в поверхностные. Ноама Чомски обвиняют в игнорировании языковой деятельности.

Чомски – ученик структуралистской школы. Самый цитируемй в мире ученый. Когда инструментов структурализма было недостаточно, он задумался, не является ли знание грамматических закономерностей врожденным.

Нина Гопник изучала семью, где все делают одни и те же ошибки в английском. У них были отличия в структуре ДНК.

1957-1960. У людей м. б. общие врожденные грамматические структуры. Поиск приемов и путей трансформации.

Чомски – картезианец. Ищет некие универсальные закономерности, общие для любого языка мира. В языкознании он последователь грамматики Пор-Рояля (грамматика отражает логику).

Ядерные структуры Чомски.

Бобры строят плотину. Плотина строится бобрами. Одна и та же ядерная структура.

Корни теории Чомски в грамматике Панини.

19. «Нормальная» (по Т. С. Куну) наука.

Знания+метод=нормальная наука






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.