Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы организации второго уровня






Закон информированности – упорядоченности
Формулировка закона: «Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения)». Закон требует от руководителей создания и развития источников информации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передовых информационных технологий, в т. ч. автоматизированных рабочих мест.

Закон единства анализа и синтеза.

Сущность закона единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п. с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами соединения, кооперации, интеграции с другой.

Таким образом, анализ – это разделение единого целого на составные части. Цель анализа – возможно более полное познание закономерностей функционирования изучаемой системы при существующей заданной структуре. Синтез – это объединение в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Цель синтеза – спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ей функции. Анализ сосредотачивается на структуре, он показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функциях, он объединяет, почему эти части действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез – понимание.

Закон композиции и пропорциональности

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. В таких случаях говорят о центростремительных (объединительных) и центробежных (разъединительных) процессах.

Принцип (лат. principium - начало, основа) - это основное исходное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельности, опирающиеся на практический опыт или сложившуюся систему знаний.

Принцип есть правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесобразность функционирования системы.

Принципы организации многочисленны и разнородны, поэтому в современной литературе можно встретить различные подходы и взгляды на классификацию принципов организации.

Представляется целесообразным вначале привести классификацию принципов, сформулированных основоположником организационной науки А.А. Богдановым.
- принцип цепной связи (всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь);
- принцип ингрессии (образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми, например, поточная линия - машины, работающие в едином ритме);
- принцип подбора/отбора (фундаментальный принцип организации, т.е. обобщается все полезное и отметается все бесполезное);
- принцип подвижного равновесия, т.е. объект, отдавая свои силы, и энергию может дальше также функционировать; организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде;
- принцип слабого звена (организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена).

Указанные принципы носят всеобщий характер, поскольку относятся не только к природе, но и к организующей деятельности человека.

Современные организационные теории предлагают разные подходы классификационные подходы, один из которых рассматривает принципы организации как важнейшее звено, соединяющее теорию организации с менеджментом и менеджментом человеческих ресурсов (управление персоналом).

Итак, следуя данному положению, принципы организации классифицируются по следующим критериям:

1. По степени обоснованности:
а) научные: сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность;
б) обыденные: правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

2. По степени универсальности:
а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;
б) специфические: действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;
в) ситуационные: те, которые действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:
а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;
б) при взаимодействии природы и человека;
в) только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:
а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);
б) между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);
в) между системами (между предприятиями, отраслями национальной экономики).

Практическое применение рассмотренной классификации позволяет упростить, упорядочить и научно обосновать последовательность и содержание работы управленцев.

Особую практическую ценность для менеджеров организаций представляет классификация, сводящая принципы организации в четыре основные группы: общие, статической организации, динамической организации, рационализации.

Таким образом, принципы организации условно можно разделить на 4 группы:
1. Общие принципы
2. Принципы организационной статики (статической организации), определяющие правила построения структур (структуризация): целеполагание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность полная координация функционирования всех составляющих, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей, единство распорядительства, диапазон контроля;
3. Принципы организационной динамики (динамической организации), как общие правила формирования организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надеж­ность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность;
4. Принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, специализация, стандарти­зация, унификация, персонификация и регламентация.

Любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла, которые можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией.

Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической.

К принципам статического состояния организации относятся: принцип приоритета цели; принцип приоритета функций над струк­турой; принцип приоритета субъекта управления над объектом.

К динамическим принципам относятся: принцип приоритета персонала; принцип приоритета структур над функциями; принцип приоритета объекта управления над субъектом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.