Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Оценка тестовых работ.






    При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

    «5» - 90 – 100 %;

    «4» - 78 – 89 %;

    «3» - 60 – 77 %;

    «2»- менее 59%.

     

     

    Содержание тем учебного курса

    ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

    _ Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, худож­ник, редактор, корректор, наборщик). Учебник лите­ратуры и работа с ним.

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8 ч)

    Фольклор (1ч)

    Фольклор — коллективное устное народное творче­ство. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и ин­дивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

    Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

    Русские народные сказки (7 ч)

    Сказки как вид народной прозы. Сказки о живот­ных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и фило­софский характер сказок.

    «Царевна-лягушка». Народная мораль в характе­ре и поступках героев. Образ невесты-волшебницы... Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Жи­вотные-помощники. Особая роль чудесных противни­ков — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои на­родных сказок в оценке писателей.

    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кре­стьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литерату­ра и изобразительное искусство.

    Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобрази­тельное искусство.

    Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закреп­ление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариа­тивность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

    Начало письменности у восточных славян и воз­никновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехри­стианская книжность на Руси.

    «Повесть временных лет» как литературный па­мятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость вое­воды Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

    Теория литературы. Летопись (начальное представ­ление).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

    Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, худож­ник, гражданин.

    «Случились вместе два астронома в пиру...» — науч­ные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

    Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 ч)

    Русские басни (5 ч)

    Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Ла­фонтен, русские баснописцы XVIII в.).

    Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце.

    «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рас­сказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.

    Теория литературы. Басня (развитие представ­ления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

    Василий Андреевич Жуковский (2 ч)

    Краткий рассказ о поэте.

    «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литера­турной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благо­родство и жестокость. Герои баллады.

    Теория литературы. Баллада (начальное представ­ление).

    Александр Сергеевич Пушкин (5 ч)

    Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы уче­ния).

    Р.Р. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

    «Улукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Рус­лан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, об­разов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие ли- • тературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

    Теория литературы. Литературная сказка (началь­ное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

    Русская литературная сказка (2 ч)

    Антоний Погорельский

    Краткий рассказ о писателе.

    «Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир дет­ства в изображении писателя. Проект.

    Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч)

    Краткий рассказ о поэте.

    «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического собы­тия устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

    Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, алли­терация (начальное представление).

    Николай Васильевич Гоголь (3 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Заколдованноеместо» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрач­ного, комического и лирического, реального и фанта­стического.

    Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

    Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

    Краткий рассказ о поэте.

    «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

    Теория литературы. Эпитет (развитие представ­лений).

    Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    Реальная основа повести «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нрав­ственные качества Герасима: сила, достоинство, со­страдание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста кре­постных.

    Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное пред­ставление).

    Афанасий Афанасьевич Фет (1ч)

    Краткий рассказ о поэте.

    Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы.

    Лев Николаевич Толстой (3 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

    Теория литературы. Сравнение (развитие представ­лений). Сюжет (начальное представление).

    Антон Павлович Чехов (3 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

    Теория литературы. Юмор (развитие представле­ний).

    Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3ч)

    Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». «Есть в осени первоначальной». «Как весел гро­хот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна». И.С. Ники­тин «Зимняя ночь в деревне»', А.Н. Майков «Ласточки»,

    И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотво­рений. Проект.

    Теория литературы. Стихотворный ритм как сред­ство передачи эмоционального состояния, настроения.

     

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч)

    Владимир Галактионович Короленко (4 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье.

    Теория литературы. Портрет (развитие представ­лений). Композиция литературного произведения (началь­ное представление).

    Сергей Александрович Есенин (1ч)

    Краткий рассказ о поэте.

    Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображе­ние родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

    Теория литературы. Эпитет, олицетворение, мета­фора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.

    Павел Петрович Бажов (2 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастер­ству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

    Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

    Константин Георгиевич Паустовский (3 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострада­ние, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

    Самуил Яковлевич Маршак (4 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положитель­ные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

    Теория литературы. Драма как род литературы (на­чальное представление). Пьеса-сказка.

     

    Андрей Платонович Платонов (2 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оп­тимистическое восприятие окружающего мира.

    Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

    Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понима­ние, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

    Теория литературы. Автобиографичность литера­турного произведения (начальное представление).

    Поэты о Великой Отечественной войне (2 ч)

    Патриотические подвиги в годы Великой Отечест­венной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчиш­ку на лафете», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети — трагическая и героическая тема произ­ведений о Великой Отечественной войне.

    Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч)

    И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»', А.А. Прокофьев «Аленушка»', Д.Б. Кедрин «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщен­ный образ России. Проект.

    Писатели улыбаются (2 ч)

    Саша Черный. Краткий обзор биографии и творче­ства. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произве­дений для детей.

    Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».

    Теория литературы. Юмор (развитие понятия)

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч)

    Роберт Льюис Стивенсон (1ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

    Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

    Даниэль Дефо (2ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчер­паемым возможностям человека.

    Ханс Кристиан Андерсен (4 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней — Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.

    Марк Твен (2 ч)

    Краткий рассказ о писателе.

    «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость.

    Черты характера Тома, раскрывающиеся в отно­шениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

    Джек Лондон (2ч)

    В. Ч. Краткий рассказ о писателе.

    «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться

    0 старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)

    Итоговый тест.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.