Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия и особенности формирования белорусского нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В связи с капиталистической модернизацией, которую переживала Российская империя во второй половине XIX - начале XX в., ускорился процесс формирования белорусской нации. Нация – это устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, основанное на общности территории, социально-экономической и политической жизни, языка, культуры, самосознания. Этническая территория белорусов в основном сформировалась еще в XIII-XVI вв. В конце XIX в. она входила в границы пяти губерний Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской. По переписи 1897 г. на этой территории проживало свыше 5 млн. белорусов. В XIX в. хозяйство Беларуси втягивалось в рыночные связи, что способствовало формированию социальной структуры, характерной для буржуазного общества. Этот процесс имел ряд особенностей: 95 % белорусов жили в сельской местности и были связаны с сельским хозяйством. Доля белорусов-горожан, которые пользовались белорусским языком, составляла 14, 5%. Промышленный пролетариат Беларуси был многонациональным. Торгово-промышленная буржуазия также характеризовалась многонациональностью. Собственно белорусская буржуазия и интеллигенция были немногочисленными и слабо организованными слоями общества. Слабость национальной буржуазии замедляла процесс формирования белорусской нации. Затрудняло консолидацию белорусской нации исторически сложившееся деление белорусов на православных и католиков. Во второй половине XIX - начале XX в. шел процесс развития белорусского литературного языка. Его формирование происходило медленно из-за трудностей печатания и распространения белорусскоязычных произведений. Национальное самосознание большей части народа длительное время оставалось на низком уровне. Наряду с этнонимом " белорус" продолжали существовать местные самоназвания (полешуки), самоидентификация по конфессиональному признаку (русские – православные, поляки – католики). В сельской местности жители часто называли себя " тутэйшими" («местными»). Пробуждению национального самосознания белорусов способствовали публикации научных трудов об истории, культуре, языке белорусского народа, которые осуществляли талантливые ученые, работавшие на территории Беларуси (Е. Романов. П. Шейн. И. Носович, А. Сапунов и др.). 14. Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в. Начальные школы и среднее образование. Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Белорусский литература. Театр. Живопись. Начальные школы и среднее образование. Потребности капиталистического развития обусловили дальнейшее реформирование системы образования. Школьная реформа 1864 г. сделала систему образования более доступной для низших слоев общества. В 1899 г. здесь насчитывалось свыше 6 тыс. народных и церковно-приходских школ. Кадры учителей для начальных школ готовили учительские семинарии в Молодечно (1864), Несвиже (1872), Свислочи (1876) и Полоцке и учительские институты (Витебск, Могилев, Минск). По переписи 1897 г. уровень грамотности населения Беларуси составлял 25, 7 %. В городах действовали начальные школы повышенного типа – городские училища. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но существовала высокая плата за обучение. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Более половины учащихся составляли дети мещан, купцов и крестьян. Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Во второй половине XIX в. активизировалось изучение истории, языка. культуры белорусского народа представителями российских научных учреждений и местной интеллигенцией. Главным центром изучения белорусских губерний в 1867-1915 гг. стало Северо-западное отделение императорского Русского географического общества (Вильно). Его сотрудниками были этнографы П. Шейн. Ю. Крачковский, Е. Романов и др. И. Носович в 1870 г. в Петербурге издал " Словарь белорусского наречия". Историк А. Сапунов исследовал историю Витебщины. На развитии науки в Беларуси отрицательно сказывалось отсутствие высших учебных заведений. Однако научные знания о Беларуси, преимущественно гуманитарные, продолжали развиваться в культурно-просветительских обществах, которых к 1914 г. насчитывалось более 50 (Витебская архивная комиссия, Северо-западный отдел Русского географического общества, Минское общество любителей природоведения, этнографии и археологии, Общество изучения Белорусского края в Могилеве и др.). Историю, этнографию, фольклор Беларуси изучали Е. Романов, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский. М. Федоровский. Выдающийся филолог-языковед, этнограф, фольклорист Е. Карский в 1902-1922 гг. написал фундаментальный трехтомный труд " Белорусы", до сих пор не утративший научного значения. Белорусский литература. Во второй половине XIX в. для белорусской литературы было характерно стремление показать этнокультурные особенности белорусов и самостоятельность белорусского языка. Творчество Ф. Богушевича (сборники " Дудка белорусская", и " Смык белорусский") было направлено на пробуждение гражданского и национального самосознания белорусского крестьянства. Народническое направление в белорусской литературе представляли А. Гуринович, Тетка (А. Пашкевич), Я. Лучина, Карусь Каганец (К. Костровицкий). В начале XX в. значительно активизировалось развитие белорусской художественной литературы. Литературную деятельность начала А. Пашкевич (Тётка) сборниками " Хрэст на свободу" и " Скрыпка беларуская" (1906 г.). Высокого художественного уровня белорусская литература достигла в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Я. Купала (И. Луцевич) в 1908 г. выпустил сборник " Жалейка", в 1910 г. – " Гусляр", в 1913 г. – " Шляхам жыцця". Я. Колас (К. Мицкевич) – " Песнi-жальбы" (1910 г.). М. Богданович – " Вянок" (1913 г.). Под воздействием событий революции 1905-1907 гг. в белорусской литературе впервые появился мотив борьбы народа за лучшую жизнь. Крупными достижениями драматургии Беларуси стали пьесы Я. Купалы " Павлинка " и " Расбросанное гнездо" (обе – 1913г.). Театр. В 1890 г. в Минске был открыт постоянный театр, создано Общество любителей искусств. Широкое распространение получили любительские театральные коллективы. Популярностью у простого народа пользовалась " батлейка". В начале XX в. в Беларуси активизировался процесс перерастания любительского театра в профессиональный. Из самодеятельного театрального кружка (1907) вырос коллектив " Первой белорусской труппы" И. Буйницкого (1910), просуществовавший до 1913г. Широкое распространение получили любительские театрально-музыкальные кружки, которые ставили пьесы Я. Купалы, К. Каганца. Н. Крапивницкого, Э. Ожешко, А. Чехова. Живопись. В изобразительном искусстве второй половины XIX в. основным стилем стаз реализм (Н. Силиванович, А. Горавский). В творчестве К. Альхимовича с очетаются поздний романтизм и реализм. Наиболее распространенными жанрами живописи были исторический, пейзажный, портретный, бытовой. В начале XX в. в изобразительном искусстве Беларуси утвердился реализм. В жанре пейзажа работали В. Белыницкий-Бируля, Ф. Рушчиц, С. Жуковский. Распространение получил реалистический портрет и бытовой жанр, которые занимали ведущее место в творчестве Ю. Пэна, Л. Альперовича. Я. Крюгера.
|