Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства слова-знака (по Соссюру). Три измерения семиозиса (по У. Моррису).






Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

По Соссюру, язык – система знаков, знак – двусторонняя единица, единство означающего и означаемого, связанных условной связью.

 

Он подчеркивает следующие свойства:

1) Произвольность слова-знака: в разных языках один и тот же предмет обозначается по-разному: дерево и arbor.



Это отличает от сигналов (дым à возгорание – первое часть второго, его грань). Знак – это когда В преднамеренно ставиться кем-то вместо А с целью информировать кого-то об этом А.

2) Функционирование в системе знаков: значимость не сама по себе, а через соотнесённость с другими знаками системы

3) Коллективность использования

4) Традиционность использования

 

Моррис выделял 3 группы знаков:

1) Индексальные (указывающие на конкретные предметы – ЭТОТ дом);

2) Характеризующие (иконические – означающее похоже на означаемое, например, фотография, карта звездного неба, модель);

3) Универсальные (вне конкретики, повсеместные – слова «нечто», «сущность»)

С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак.

Три измерения семиотики по Моррису:

-семантика – отношение знака к объекту, к внеязыковой действительности;

-синтактика – отношения знаков друг к другу;

-прагматика – отношения знаков к ценностям интерпретатора.

По Лотману, искусство – и моделирующее, и семиотическое.

 

Искусство как семиотическая система.

 

 

 


Моделирующая: худ. произ-е и действительность. Знаковая: худ. произ-е и читатель

Познавательная функция Коммуникативная функция

«Истина и ложь в искусстве» «Понятность-непонятность»

Принцип классификации сигнала (Лотман):

Сигналом могут выступать как ср-ва, специалньо созданные с целью передачи информации, так и имеющие свою, внекоммуникационную цель

Пример: Я узнаю, что в этом булочная по вывеске, я узнаю, что в этом доме фабрика по фабричной трубе. Первый случай- сигналом служит предмет, не имеющий иной функции, кроме коммуникационной, второй- труба, функция передачи информации для которой побочная, возникшая после создания предмета

 

Литература в ряду искусств. Г.Э. Лессинг о границах живописи и поэзии

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец - портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.

Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.

Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.

Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.

Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.

Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература - «первое среди равных» искусство». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

 

Лессинг

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 -1781 гг.)

2 главных труда:

-Лаокоон, или о границах живописи и поэзии” (1766)

-Гамбургская драматургия

Также Лессинг известен не только как теоретик, но и как драматург и баснописец (писал басни в прозе)

Лессинг- противник описательной поэзии!

Цель создания произведения: учесть различие иск-ва предметов и рода подражания

Говоря о границах живописи и поэзии, Л. Учитывал следующие положения:

1) В произведениях живописи, где всё даётся лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия – поэтому необходимо выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты...

 

2) Точно так же поэзия, где всё даётся лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, которое будет больше всего соответствовать необходимому в данной ситуации чувственному представлению о теле.

Поэт < Л. подразумевает Гомера > может 1).остановить внимание читателя/слушателя на каком-нибудь материальном предмете +2). умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде

3) Живописец создаёт цельный образ – изображение тела - на каком-либо взятом этапе/ моменте времени: “… Корабль для него < Гомера> - или чёрный корабль, или – самое большое – хорошо оснащённый чёрный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения – такого, из которого живописец должен был бы сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести не своё полотно это изображение

Л. вообще всячески подчёркивал, что литература в наглядности всё же уступает живописи: «То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, по частям, и нередко случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой».

Лакоон- работа родосских скульпторов Алессандро, Полидора и Афенодора в 1 веке до н.э. В 1506 году скульптура была извлечена из земли. Лессинг ошибочно относил ее к классическому, а не к позднему периоду.

Лаокоон на этой скульптуре не кричит, а стонет- Винкельманн (who’s that man??)

Цивилизованный грек может плакать и быть храбрым одновременно- Лессинг

Все стоическое не сценично

Для героев трагедии умереть все равно что выпить стакан воды

Стон Лаокоона: художник стремился к изображению высшей красоты, возможной в данных условиях при телесной боли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.