Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности режиссуры концертного номера






 

Работа над номером проходит с режиссером - педагогом. Режиссер помогает выбрать репертуар, отреагировать его. Затем режиссер делает анализ содержания произведения и вместе с исполнителем определяет сверхзадачу номера, уточняет обстоятельства и линию действия. По ходу репетиций стимулирует деятельность воображения актера, помогает в создании " киноленты" видений, подбрасывает, нужные ассоциации, заставляет размышлять, определяет способ общения со зрителями, работает над созданием внутренней жизни роли, ищет более лаконичные и яркие внешние выразительные средства. Прежде всего режиссер должен знать материал совершенно не подходит для исполнения с эстрады. Если " произведения не имеют определенного действующего начала, если у них нет развития характера, то они непригодны для концертного исполнения.

Для выполнения отбирают миниатюры, которые имеют чувство настроения, мысли созвучны зрителям. Часто миниатюры объединяют в эпизоды (цикли). Причем таким образом, чтобы футеровка имела свою внутреннюю драматургию и воспринималась как единого целого.

Все номера рассчитаны на непосредственное общение с залом. Зрители в этих случаях становятся партнерами актера. Отсюда можно сделать два интересных вывода.

Первый. Актеры, играющие роль в спектакле, будучи партнерами по сцене, в то же время по воле драматурга являются противниками, потому что в основе любой пьесы лежит активная борьба. Поэтому деятельность каждого актера в спектакле состоит в преодолении препятствий, которые ему готовит партнер - противник, для достижения определенной цели. Чем серьезнее противник, чем сложнее борьба, чем гуще конфликт, тем пьеса интересна! На этом и основывается искусство театра.

На эстраде зрители в качестве коллективного партнера актера принципиально не могут быть его противником. Более того, зал чаще представляет собой спаянный коллектив союзников, единомышленников исполнителя, готовых воспринимать его искусство, соглашаясь с ним, сочувствовать ему. Итак, взаимоотношения эстрадного актера со зрителем носит дружеский характер, и это важно. Отсюда сверхзадача каждого эстрадного произведения будет базироваться на стремлении исполнителя пробудить в своих союзниках зрителях добрые чувства, напомнить им о чем-то незаслуженно забыто, вызвать справедливый гнев, поднять на борьбу против того, что мешает жить.

Второй вывод. При выступлении на эстраде нельзя не считаться с тем, что здесь актер вступал во взаимодействие с коллективом партнеров- зрителей. Сравните: актер в театральном представлении вместе со своими коллегами находится как бы в одном измерении. Партнеры существуют тут же, рядом, видит их глаза, поняла их реакция. В зависимости от контр - действия партнеров рождаются неожиданные приспособления. Сценическое житие может стать подробным и интересным.

Концертный исполнитель видит глаза зрителей, не далее третьего ряда, а ответная реакция доходит до него в самом общем виде: внезапной тишиной, взрывами смеха, или аплодисментами.

Эстрадного актера нужно научить, принимая ответную реакцию зрителей, корректировать свое выступление в зависимости от нее. Воспитывать умение отзываться на дыхание зала опять же должен режиссер.

Очень важно точно определить цель, которую хочет выполнить, которой хочет достичь исполнитель, выступая именно с этим номером.

Намерения эстрадного исполнителя останутся намерениями, если он не обладает словесной действием. А словесное действие заключается в воплощении, в активной передачи своих внутренних видений партнеру. Партнер эстрадного актера - зрители. Следовательно, ему необходимо заставить их, всех до единого, увидеть то, о чем он рассказывает.

Итак, эстрада - вид сценического искусства, впитывает в себя произведения всех видов исполнительского творчества;

- Единицей искусства эстрады является эстрадный номер;

- Эстрадный номер - небольшой законченное произведение. Требования к эстрадного номера: тесный контакт исполнителя со зрителями, злободневность тема тики, сконцентрированность выразительных средств и легкость восприятия зрителями.

Подведя итоги эт ого раздела, можно сделать следующие выводы:

- Как и любое произведение сценического искусства, эстрадный номер создают автор (композитор), режиссер, художник и т.д. Но окончательно номер реализуется конкретным актером. Актер в эстрадном номере - его сущность, его плоть, а не только интерпретатор авторского и режиссерского замыслов. Вот почему говориться, что номер - это результат " штучного изготовления".

- В работе над номером, ее последовательности нет четких границ. Как правило, многое в ней идет параллельно, а порой переплетается. В нее (работу) чаще всего вторгается интуитивное начало творчества. Оно-то и смещает этапы работы в их последовательности.

- Кратковременность исполнения, являющаяся одной из особенностей эстрадного номера (растянутый во времени, даже интересный сам по себе номер, не только берет на себя неправомерно значительное внимание зрителей, чем того требует программа, но и тормозит движение самого концерта, что неизбежно нарушает его художественную целостность), - диктует не только предельную концентрированность выразительных средств, не только лаконизм всех элементов номера, но и обязывает режиссера и исполнителя отсечь все лишнее, сосредоточить свое внимание на создании яркой образной метафоры.

- Способ существования исполнителя в номере - это творческий процесс, который определяется: во-первых, мерой условности решения номера и, во-вторых, особенностью " условиями игры" жанра.

- Исполнительский успех номера во многом зависит от придания ему актером личностного характера, что, прежде всего, достигается соответствующим душевным настроем, степенью воодушевления, эмоциональности артиста.

Все, что делают актер и режиссер на репетициях должно быть направлено на то, чтобы затем, выйдя на сцену, исполнитель, играя номер, донес бы до зрителей, выразил бы через созданный им сценический образ, эстрадный номер свод мысль, ради которой он вышел на подмостки. Только внеся в номер глубочайший внутренний смысл, он (актер) привлечет внимание публики, вызовет у нее способность размышлять вместе с ним. И преподнесено все это должно быть по эстрадному - легко, темпераментно, азартно.

Именно ради нескольких минут подлинной свободы творчества (пока длится номер), не жалея ни времени ни сил трудятся актер и режиссер, ибо знают " цену тем минутам высшего артистического счастья, когда все с трудом найденное и с еще большим трудом отшлифованное вдруг оборачивается полной свободой, легкостью и актер не работает перед публикой, а как бы в прямом смысле слова играет".

Спокойной жизни для актера и режиссера не бывает и не может быть. Однажды завоеванный успех, даже самый оглушительный, но потом не подтвержденный новыми художественными достижениями, исчезает " уходит даже из воспоминаний". Объяснить это можно, тем, что зрелище – это, прежде всего, по своей природе искусство сегодняшнего дня. Значит, следует артисту всерьез думать о продлении своего дарования, своего номера, своего жанра.

Специфика концертно-зрелищных программ предполагает, что один и тот же номер актер исполняет много раз. Меняются залы, зрители, слушатели, а созданный номер обычно живет долго (не меньше сезона).

В идеале от многоразового исполнения он (номер, репертуар) должен становиться отточеннее, глубже, ярче.

 

ІІІ. РЕЖИССЕР НА ЭСТРАДЕ

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.