Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие концертного творчества






Введение

 

Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в некотором неорганизованном пространстве. Культурно-досуговоя деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Концертные зрелища – это источники радующего нас разнообразия. Человек осознанно и неосознанно стремится к разнообразию жизни во всех без исключения сферах своей деятельности. Он не может радоваться или любить, если его эмоциональный мир стереотипен и скучно однообразен. Сидя в концертном зале, глядя на экран телевизора или находясь под открытым небом или на стадионе, человек оказывается под влиянием чарующих звуков музыки, игры света и зрелищности массовой хореографии. И если после концерта у него надолго в памяти откладываются яркие, восторженные впечатления, значит вся постановочная группа, во главе с режиссером и сценаристом, трудилась не даром. Значит, правильно и интересно были выстроены концертные номера. А поскольку законы построения едины для всех разновидностей эстрадных и массовых представлений и зрелищ – режиссура концерта своеобразное и интересное явление в развитии современной культуры.

Актуальность курсовой работы. Режиссура концертного номера – обязательная и немаловажная часть работы над созданием концерта. Концерт состоит из ряда концертных номеров, соревнующихся между собою. И от того, насколько грамотно отобраны и интересно выстроены и концертные номера, зависит успех эстрадного концерта.

Цель курсовой работы. Изучить особенности режиссуры концертного номера.

Задачи:

1. Проследить развитие концертного творчества и эволюцию понятия «концерт»;

2. Рассмотреть особенности концертного творчества; роды, жанры и формы концертного творчества;

3. Определить сущность номера и его особенности.

4. Изучить законы режиссуры номера в концерте.

Объект и предмет исследования: Объект – концертный номер; Предмет – режиссура концертного номера.

 

 

I. КОНЦЕРТНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Возникновение и развитие концертного творчества

Сегодня усилиями ученых-исследователей создана лиш приблизительная гипотеза возникновения и развития музыкального танцевального и театрального исполнительства на раннем этапе существования человеческого общества. Чувство ритма, развивающееся у первобытного человека, породило танец и звуковое (бессловесное) пение, которые, чередуясь или сочетаясь, отображали жизнь в формах обрядов, ритуалов, празднеств, игр и т.д. С возникновением речи пение обрело слово. Все эти игровые навыки привели к появлению простейших форм будущего театра.

Но зародыши искусства музыки, танца, пения после возникновения театра не погибли, а продолжали развиваться, сохраняя свою независимость и проявляясь в произведениях кратких, лаконичных форм.

Их успешное сосуществование с театром легко объяснимо, ведь умение продемонстрировать свои способности (в танце, в пении) гораздо легче именно в концертном творчестве, чем в театре. Ведь театр большей частью основывался на коллективизме исполнения, что усложняло процессы подготовки и показа спектаклей.

Вероятно, с тех пор как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности – средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство). Иногда эти способы соединялись и сочетались. Так в театре наряду с игровыми сценами произносились монологи-рассказы или, наоборот, в концертном выступлени отдельные моменты театрализовывались. Кстати, театрализация впоследствии оказалась характерной для эстрадных жанров.

Важным этапом на пути эволюции концертного исполнительства стал момент выделения корифеев, солистов из общего состава участвующих и постепенное разделение всей массы участников на исполнителей и зрителей. Конечно, этот процесс не уничтожил массовых игровых форм искусства, они

живы и сейчас в виде фольклорного творчества, но первые шаги к формированию профессионального концертно-исполнительского искусства были сделаны именно таким образом.

Надо полагать, что для развития концертного творчества важное значение имели: отделение корифеев-солистов от коллективных форм творчества. Оставаясь в одиночестве, солист становился более свободным в своих планах, устремлениях. Странствуя, он находил для показа своего творчества все новых и новых зрителей; отделение исполнителя от автора тоже следует считать важным моментом в развитии сольного исполнительства. Зрители поощряли такое разделение труда: репертуар бродячих артистов стал более разнообразным, интересным. Теперь сочинение автора могли исполнять многие исполнители; тиражирование сочинений явилось серьезным стимулом для роста исполнительского мастерства. Чтобы воспроизводимая копия была близкой к оригиналу, исполнителю необходимо повышение исполнительского мастерства, владеть хотя бы элементарными знаниями в области теории музыки, воспитывать в себе художественное умение и чутье.

Кратко проследив путь становления концертного исполнительства, можно сделать вывод, что роль творчества самого исполнителя чрезвычайно велика.

Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Выступления артистов в обстановке праздничного гуляния, ярмарочного веселья не могли рассчитывать на ответную реакцию зрителей. «Неорганизованный» зритель не чувствовал за собой обязанности завязывать с артистом пусть даже кратковременные отношения. Публика была пассивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться, если его это заинтересовало.

Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия и, прежде всего, концертные помещения. До начала активной публичной концертной деятельности помещениями для исполнения серьезной музыки служили церкви, дворцы, придворные театры, артистические салоны. В Петербурге первыми концертными помещениями оказались дом князя Барятинского, дворец графов Строгановых, а также Аничков дворец, Пажеский корпус. Использовались для концертного исполнительства и помещения трактиров, например, Английский трактир в Галерном дворе и др. XIX век стал веком расцвета концертной деятельности не только в области серьезной музыки, но и положил начало концертным формам развлекательного направления, которые, будучи перенесенными с площадей и садов в закрытые помещения, обрели иные, более подходящие условия для слушательского восприятия.

Предоставляли для концертных выступлений рестораны, трактиры, отели, привлекая тем самым дополнительное число посетителей и постояльцев.

Родиной первичных форм развлекательных эстрадных концертных программ оказалась Англия. Лондонский Воксал, популярное место увеселений англичан, передал свое имя целому ряду концертных помещений, иногда эти помещения соединяли в себе две функции – концертного зала и пригородной ж /д станции, куда приезжали, специально на концерт, горожане.

В России первые «воксалы» появились в Павловске, Сестрорецком курорте, Московском Петровском парке. О последнем восторженно писал М. Загоскин «Трудно придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка. Крытые широкие террасы, прекрасные галереи, красивые комнаты и огромная зала в два цвета, истинно изящной архитектуры».

В этот же период (I пол. XIX века) происходит трансформация городских усадебных строений в первоклассные концертные залы. Например, петербургский дом князя Голицына после смерти владельца переходил из рук в руки, и новые его собственники часто сдавали в аренду большой зал этого особняка. В 30-х годах XIX века дом перешел к Энгельгардту, который не стал устраивать в нем квартиры, а еще более приспособил для концертов, маскарадов и других увеселений.

В середине XIX века во всем мире начинается оборудование концертных залов, так называемого филармонического направления. Для подобных концертов предоставлялись залы дворянских, офицерских, купеческих собраний, т.е. своего рода сословные клубы.

В период Советской власти развертывается массовое строительство клубов, домов и Дворцов культуры, в каждом из которых обязательно был зал для концертного творчества.

Сегодня во всех городах России построены специальные концертные залы, дворцы спорта, дворцы культуры, которые оборудованы современной сценической техникой. Интерьеры этих зданий удовлетворяют основным требованиям эстетики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.