Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поясните, пожалуйста, эту мысль.






С удовольствием, мы ведь и в нашем, обычном, реальном мире находимся во всеобъемлющем пространстве информации. Мы воспринимаем не только сообщения всех видов СМИ, но также слышим, видим и читаем вокруг себя ВСЁ – афиши, надписи в магазинах, сцены на улицах, книги в библиотеках, программы обучения в вузах, составляем и передаем друг другу, например, курсовые и дипломные работы, рефераты для занятий, шпаргалки, рекламу товаров и услуг, мы знакомимся, узнаем друг о друге, переписываемся, получая и посылая письма, говорим в режиме реального времени, встретившись где-либо, рассматриваем фотоальбомы, слушаем музыку, занимаемся научными исследованиями, делаем покупки в магазинах, заказываем авиабилеты и совершаем тысячи всяких других дел, – то есть просто живем.

Но ведь все это можно делать в электронных сетях, во Всемирной паутине. Таким образом, речь идет не о библиотеке, не об архиве, как часто представляется, а именно о жизненном пространстве, о жизнедеятельности. И если мы встречаем в интернете всякую грязь – и политическую, и социокультурную, и просто криминальную (а критика по этому поводу раздается беспрерывно), то мы должны отдавать себе отчет в том, что все это существует и в нашей среде обитания, так что интернет в этом не виноват. А по поводу обвинений журналистов в искажении окружающей жизни только и приходит на ум пословица – «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как объяснить людям, что именно это происходит и в интернете: что в нашем мире, то и в том. Поэтому я не хотел бы называть его виртуальным миром, это слишком похоже на художественный образ. Конечно, все пространство Всемирной паутины – интернета и всех других электронных сетей представляет собой глобальное массмедиа. Но если сравнение сделать еще более точным, то пространство всемирных сетей – это еще один мир, парамир. Не в смысле «паранормальный», а параллельный, идентичный, равноправный. Именно поэтому –НЕ виртуальный, точнее, не более виртуальный, чем обычный мир, в котором мы живем.

Но жизнь включает в себя и творчество. Что о нем пишут в сети?

Многое пишут. Например, А. Шерман публикацию «На живую нитку» посвящает теме, обозначенной в подзаголовке: «Сеть как среда обитания творчества». В небольшой по объему (в сравнении с другими в дискуссии) статье автор возвращается к оценке достоинств интернета для реализации творческих возможностей человека. Начало статьи дает представление о ее романтической интонации: «Ну, вот мы и дожили. И стало привычным ненормально легкое скольжение по проводам. И километры пыльных дорог сократились до миллиметров медных дорожек, до микронов силиконовых. Души наши получили долгожданную свободу гулять себе вдали от удобно устроенных тел, слоняться по электронным коридорам хаотично построенного замка, бесконечного, чудесного в своей вечной недостроенности. Здесь тебе поле и убежище, здесь тебе и толпа, здесь тебе и одиночество». Шерман говорит о вечном стремлении людей быть услышанными, которое всегда сдерживалось. Теперь же «технически железный интернет может стать средством, помогающим преодолеть эту нашу досадную ограниченность». Отмечая примеры хорошей литературы и профессиональных журналов в интернете, автор останавливается на индивидуальных веб-страницах как особенно эффективной форме реализации творческих способностей.

Даже только эта дискуссия убедительно показывает, что общие представления о существовании глобальной компьютерной сети интернет (и только о ней, хотя существуют десятки других), которые даются в вузах, в настоящее время крайне недостаточны. Особенно это касается курсов по интернет для гуманитариев.

Александр Иванович, что отсюда следует?

Пора этой проблемой заняться всерьез. Необходимо широкое участие студентов, преподавателей и научных работников как в получении информации из Сети, так и в процессах ее создания и функционирования. Электронные сети, в первую очередь интернет, стали новым средством массовой информации, прочно заняв свое место в ряду других, традиционных. При этом крупные сетевые серверы, содержащие многоступенчатые каталоги с развитой корневой системой, выступают в качестве информационных агентств, постоянно обновляющих свои информационные ресурсы во всех областях знания. Кроме того, винтернете распространена система электронных периодических изданий, часть из которых является электронными версиями печатных газет и журналов, другая часть существует лишь в электронном виде. Это сетевые журналы, газеты, периодические сборники статей и материалов, альманахи и т.п. Некоторые из этих изданий по богатству информационных ресурсов, проблемно-тематическому и жанровому разнообразию, оперативности значительно превзошли все существующие печатные издания.

Отдельная проблема – электронные библиотеки. Российская Библиотека иностранной литературы является одним из лидеров в осуществлении важнейшего проекта «Российские библиотеки в Интернете», основной задачей которого является подключение библиотек к сети интернет в образовательных целях. На первом этапе 15 крупных государственных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других культурных центров начали исполнение этой программы. Однако эта важнейшая работа все еще продвигается крайне медленно. Сказывается значительное отставание России в объемах и темпах комплектования электронных ресурсов. Речь идет о переводе огромного количества источников в сеть и на CD. Главное же заключается в возможности объединения библиотечных ресурсов и совместного использования каталогов. К сожалению, вузовские руководители недостаточно оценивают важность проблемы. То же касается распространения в сети лекций, методических пособий и учебных программ.

Главными задачами в сетевом образовании в настоящее время являются:

1) укрепление материально-технической базы действующих компьютерных комплексов и создание новых, регулярное оснащение их современными пакетами программ;

2) организация научных исследований с проведением научно-практических конференций; введение в учебный процесс во всех высших учебных заведениях специальных курсов по сетевым дисциплинам;

3) создание силами студентов и преподавателей электронных газет и журналов – научных, научно-популярных, культурологических, массовых;

4) формирование сетевой учебно-методической и научной базы в виде учебников, учебных и методических пособий, монографий и сборников научных работ.

Сейчас что-либо изменяется в подходах к сети?

Что-то да. В последние годы дискуссии в Сети вышли на новый уровень. Ряд проблем, в том числе осмысление социальных, психологических и иных, стали рассматриваться сетевыми деятелями, к этому времени уже опытными профессионалами, сквозь призму изменений, которые, хотя и медленней, чем хотелось, произошли в жизни российского интернета. Прежде всего, это значительное увеличение числа компьютеров, подключенных к интернету в стране, –порядка двух миллионов. С учетом массового распространения мест коллективного пользования можно говорить уже о многомиллионной аудиторииинтернета в России. Качественные изменения аудитории также произошли. В сеть пришли опытные специалисты старшего возраста, известные печатные (офлайновые) издания стали все больше размещать свои электронные версии, возникли сотни новых сайтов и сетевых газет и журналов. «Мыслители»интернета сами стали руководителями сетевых изданий, сайтов и серверов, в связи с чем их подход ко многим вопросам функционирования в сети, в том числе этическим и правовым, тоже изменился.

После реализации в марте 1999 года самого крупного, масштабного проекта в сетевой журналистике – создания ежедневной «Газеты. Ру» – началось серьезное переосмысление возможностей периодического издания в сети. Качественно новый уровень издания изменил представление о возможностях нового вида СМИ. Этому способствовало несколько причин.

1. Сверхоперативность. Редакция стала получать новости непосредственно от информационных агентств и получать по собственным каналам, передавая это на «ленту новостей» газеты мгновенно. Это дало возможность читателям получать информацию в режиме реального времени, а издателям –обновлять информационные сообщения по 20 раз в сутки и обозначать время выхода газеты в виде не только даты, но и в часах, минутах и секундах – на момент входа читателя в интернет. Таким образом, электронная газета впервые стала оперативнее телевидения, во всяком случае, между информационными выпусками последнего и после окончания ночной трансляции. Пользователь получил возможность узнать в «Газете.Ру» о новости, которая лишь завтра появится в телеэфире. Это же, хотя и в меньшей степени, относится и к радиоинформации, поскольку способ получения новости от источника радиожурналистами также уступает цифровому.

2. Объем передаваемой информации. Практическая неограниченность объема информации, помещаемой в «Газете.Ру», обусловлена многими приложениями и расширениями. Ни одно бумажное и аудиовизуальное СМИ не может позволить себе неограниченный объем информации по любой теме.

3. Иллюстративность. Цветные и черно-белые фотографии, таблицы, графики и диаграммы, а также звуковые и видеофрагменты, сопровождающие и дополняющие текст, также предоставляются заинтересованному читателю в неограниченном объеме, недоступном другим СМИ.

4. Авторский состав. Редакция оперативно заказывает выступления авторам-специалистам, живущим в любой точке земного шара. Возможность привлечения профессионалов самого высокого уровня связана, с одной стороны, высокими ставками авторского гонорара, а с другой – высоким рейтингом газеты, с первых дней существования ставшей первой в стране среди всех сетевых СМИ (случай до этого абсолютно невероятный!).

Через несколько месяцев после основания, вследствие каких-то причин нетворческого характера, создатель модели и главный редактор «Газеты.Ру» А. Носик вынужден был уйти из редакции и создал два других издания – «Ленту.Ру» и «Вести.Ру», которые, наряду с продолжающей выпуск «Газетой.Ру», постоянно находятся в числе лучших в стране по рейтингу информационно-поисковой системы Rambler.

Казалось бы, многолетнее противостояние бумажной прессе, вынашиваемое годами и частично выстраданное ощущение превосходства надтрадиционными СМИ должны были в этих условиях усилиться. Но появление в сети электронной версии «Московских новостей» произвело такое впечатление на одного из ведущих сетевых журналистов Е. Вайнера, что он в «Русском журнале» опубликовал статью «Баста, карапузики? Или как закалялось оптоволокно», в которой высказал пессимистические соображения по поводу конкуренции сетевых изданий с бумажными. «В самое ближайшее время мы станем свидетелями того, что интернет перестанет мыслиться как оппозиция офлайну. Эти два слова потеряют свой глобальный смысл и из метафизических понятий, описывающих скорее жизненные позиции, превратятся в рабочие функциональные термины. Сеть не сломает офлайн, все будет наоборот» (Курсив мой. – А.А.). Е. Вайнер утверждает, что «Газета.Ру» именно потому одна из лучших в сети, «что похожа на лучшие издания офлайна».

Статья Е. Вайнера вызвала массу откликов в посвященном ей форуме. Форум – это трибуна обсуждения в специально установленной для этого программе. Они могут посвящаться разным – частным и общим – темам, а могут быть привязаны к одной публикации. Первым по поводу статьи Вайнеравысказался А. Носик, по-прежнему отстаивающий особенность сетевого издания и отличие его от бумажного. Затем дискуссия продолжалась как среди специалистов, так и среди рядовых пользователей. Является ли сетевое издание принципиально другим по сравнению с печатным? Существуют ли различия между публикациями в печатном издании и специально подготовленными для сетевого?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.