Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Презентационные материалы.






В дебатах, в отличие от презентаций, запрещено использовать слайды, оверхеды, демонстрировать какие-либо картинки, раздавать судьям буклеты, рисовать и писать на доске, задавать вопросы судьям и зрителям и т.д.

Именно поэтому можно ещё раз констатировать, что в дебатах содержание речи важнее способа её подачи. Итак, нам придётся убедить судей в своей правоте без превращения игры в яркое и зрелищное шоу.

Впрочем, справедливости ради заметим, что во время выступлений не возбраняется доставать из карманов и использовать в качестве визуальных поддержек небольшие вещи. Ну и, разумеется, флоушит.



Характерный пример: на одной из презентационных игр автор этой книги

завершил свой спич следующим образом:

(Показывает флоушит) Сейчас у нас будет небольшой урок из программы «Очумелые ручки». Берём и честно выкидываем тот кусок флоушита, который совпадает у Правительства и Оппозиции, т.е. где был достигнут паритет.

(Смачно отрывает верхний кусок флоушита и бросает на пол).

А вот в этой части (показывает оставшийся кусок) наша команда была более убедительна. Я возьму его себе на память (кладёт его в карман).

Посмотрите, что осталось нашим оппонентам (показывает пустые руки) – только руками развести! (Пауза, бурные аплодисменты в зале). Спасибо! (Удаляется на своё место)

Слог.

Я признаю только одно духовное приобретение как необходимую часть образования мужчины и женщины. Я имею в виду точное и изысканное употребление родного языка.

Чарльз У. Эллиот

Послушайте, как изъясняются окружающие вас люди.

Ужасно, не правда ли?

Задумывались ли вы над этим? Увы, в современном мире есть стойкая тенденция к деградации языка: словарный запас среднестатистического человека падает, речь становится примитивной, лексикон начинает напоминать «наборчик» Эллочки-людоедки, обходившейся в общении 30 словами.

Разница между пассивным и активным словарями у людей воистину феноменальная: например, как давно вы слышали такие прилагательные как «изумительный», «великолепный», «безукоризненный», «прелестный», «очаровательный», «восхитительный», «умопомрачительный», «божественный», «чарующий», «неподражаемый»? Хорошо, если сегодня или вчера, а может, они вам попадаются только в книжках, в то время как все ваши знакомые довольствуются словечками наподобие «крутой», «классный», «угарный», «чумовой», «рулезный»?

Например, дебатёр А., будущий победитель Кубка мэра Новосибирска-2006, выдал на полуфинальной игре следующую фразу: «Поэтому мы считаем, что это (законопроект) жесть!».

Часто ли вам встречаются новые слова? Возможно, вы считаете себя очень эрудированным, так как за последний год не узнали ни одного? Это ещё раз показывает, что ваш круг общения недостаточно хорош в плане личностного развития: ищите людей, способных вас удивить и научить чему-то полезному.

Истинно образованные люди получали уроки либо лично, либо из книг, от выдающихся людей, превосходящих их разумом, более значительными навыками и более зрелыми мыслями.

Фред Смит

Мастер дебатов должен оттачивать свой слог и вести непрерывную борьбу за чистоту и объём своего вокабуляра. День, за который вы не узнали ни одного нового слова, отныне считается пропавшим зря.

Когда-то, в раннем детстве, мне запала в душу фраза “adopt a need-to-know approach”- «живите по принципу «я должен это знать» (не дословно с английского)», которая стала одним из моих девизов на всю жизнь.

Стремитесь к новым знаниям, общайтесь с образованными людьми, обладающими красивым, но живым слогом, учитесь у них. Помните, что активный словарь средней домохозяйки составляет примерно 2000 слов, студента престижного вуза – порядка 5000, в то время Пушкин использовал в своих произведениях аж 21 920 разных слов[79]! Узнавая хотя бы по одному новому слову в день и закрепляя их в своём лексиконе (обычно для этого достаточно употребить их в тему в различных ситуациях хотя бы 3 раза), через 10 лет вы удвоите свой активный словарный запас и наверняка заработаете среди своих знакомых репутацию образованного и красноречивого человека!

Вдумайтесь: если в 1991 году ни одной книги не прочли только 21 процент россиян, то на 2006 год эта цифра составила уже 37%! В 1991 году ежедневно читали газеты 61 процент россиян, сегодня – 24 процента, журналы 16 и 7 процентов соответственно [80]. Это ли не подлинная трагедия?!

Читайте, читайте и ещё раз читайте!

Нет, не рекламные буклеты и современные журналы, а в первую очередь классику. Именно там можно почерпнуть изящные словечки, остроумные каламбуры и ценные мысли, а также обогатить свой арсенал цитат. Более того, вы научитесь изъясняться на правильном, изящном и доходчивом русском, что значительно более важно!

Помните: человек, который не читает, ничем не лучше человека, который не умеет читать.

Важное замечание: не превращайтесь в книжного червя, разговаривающего на «канцелярском», сухом языке, абсолютно не воспринимаемым на слух. Не забывайте, что есть существенная разница между устной и письменной речью. Более того, в последнее время разговорный стиль доминирует над «книжным»: язык большинства современных литературных произведений практически перестал отличаться от обиходного. Не увлекайтесь архаизмами, неологизмами или аллюзиями на какие-либо малоизвестные труды – заработаете репутацию зануды и педанта. Вещайте со сцены естественно, ярко и образно, так же, как в повседневной жизни. Помните, что ваша основная задача состоит в том, чтобы убедить слушателей, а не зародить в них комплекс неполноценности.

Да, о повседневной жизни: важно избавиться от слов-паразитов, сводящих впечатление от нашей речи на нет, а также избегать «эканья». Если вам требуется пауза, чтобы собраться с мыслями, то либо спокойно помолчите в течение нескольких секунд, либо используйте старый добрый трюк «конец одного предложения - начало следующего»[81].

Не забывайте также об орфоэпии – учитесь произносить слова правильно! Спикеры, допускающие грубые речевые ошибки (наподобие «звОнит»), вызывают искреннее соболезнование у судей. Подобные погрешности влияют на итоговую оценку выступления дебатёров, притом не в лучшую сторону.

Помните фразу Льюиса Кэрролла «чтобы оставаться на месте, нужно изо всех сил бежать вперёд»? Именно это мы вам и хотим пожелать: азвивайтесь, становитесь всё лучше сами и положительно влияйте на окружающих!

 

Юмор.

 

Представьте, что в магазинах появилось волшебное зелье, повышающее чувство юмора. Вы тут же отправляетесь на ближайшую распродажу, дабы сделать подарок себе и своим близким. К сожалению, вас ждёт разочарование: вокруг супермаркета уже столпилось столько народу, что купить что-либо нет никаких шансов.

Так что же хотят все эти люди? Неужто чувство юмора настолько важно и востребовано?

Согласно теории, предложенной психологом Джеффри Миллером из Университета Нью-Мексико, женщины предпочитают остроумных мужчин, так как наличие юмора доказывает, что у них активный и здоровый мозг, а следовательно, хороший набор генов. " Это довольно эффективный и надежный способ убедиться в наличии творческого воображения и интеллекта", — говорит Миллер.

Эрик Бресслер из Уестфилдского государственного колледжа в Массачусетсе предположил, что мужчины и женщины одинаково ценят чувство юмора в партнере, но они нуждаются в несколько разных его проявлениях: женщины ценят умение рассмешить, а мужчины — способность понять шутку.

В журнале Men’s Fitness за ноябрь 2004 г. была приведена следующая забавная табличка:

Что главное для женщины в мужчине? Что главное для мужчины в женщине?
Мнение женщин: Мнение мужчин: Мнение женщин: Мнение мужчин:
1. Личность Личность 1. Личность Красивое лицо
2. Чувство юмора Хорошая фигура 2. Красивое лицо Красивое тело
3. Нежность Чувство юмора 3. Ум Красивая грудь
4. Ум Галантность 4.Чувство юмора Красивые ноги
5. Хорошая фигура Внешность 5. Красивое тело Личность

 

Какие бы выводы вы не сделали из того, что написано выше, вы вряд ли станете спорить с тем, что лучше обладать хорошим чувством юмора, чем плохим.

 

Раз уж мы говорим о дебатах, давайте подумаем, в каких случаях спикерам может пригодиться их остроумие:

· Развеселить присутствующих и настроить их благожелательно по отношению к себе

Пример: «Нашему сегодняшнему оратору рукоплескали тысячи и его же освистывали миллионы. Он наверняка выступал в вашем городе, а если нет, то уж точно выступит в ближайшее время. Видите ли, он является игроком Национальной футбольной лиги, одним из наиболее проклинаемых и, тем не менее, неизвестных людей в мире. Вопреки общественному мнению, он абсолютно нормален в других отношениях…»

Отрывок из текста представления Арта Холста, известного американского оратора [82]

· Привлечь внимание слушателей к своей речи

Пример: «А следующий аргумент является гвоздём моего выступления, тем самым последним гвоздём, который я забью в крышку гроба кейса моей соперницы!».

Жданов Пётр, показательная игра по дуэльному формату (1 на 1) против Евгении Степанцовой

· Донести свою позицию (или опровержение позиции оппонентов) эффектно, ярко и доходчиво

Пример: Лейбористская партия Великобритании провела во время своего правления с 1945 по 1951 год ряд реформ. Выступая в парламенте, премьер-министр Эттли заявил: «Положение превосходно. Уровень рождаемости в стране ещё никогда не был таким высоким».

Его оппонент, Уинстон Черчилль, ехидно заметил:»Да, я с Вами согласен. Но это единственный ощутимый результат за время правления лейбористов, да и тот достигнут по частной инициативе».

· Заполнить паузу в собственных рассуждениях (если вы, например, забыли, о чём говорить дальше). Заметьте, что с опытными дебатёрами такого конфуза, как правило, не случается, но и на старуху бывает проруха.

Пример: «Ой, мне настолько понравилась девушка в розовой кофточке с 3-го ряда (смотрит на неё). Да, да, вы! Я даже забыл, о чём это я…Итак…»

Увы, мы вынуждены довольствоваться тем чувством юмора, что имеем.

А о волшебных зельях пока приходится только мечтать. Помните, что ваше чувство юмора уникально, не подражайте другим, оставайтесь самими собой. Не пытайтесь пересказывать чужие смешные истории, если вы, конечно, не Петросян.

В дебатах, в отличие от ораторских выступлений, не следует рассказывать длинных историй о себе. Судьи будут, в первую очередь, оценивать содержание вашей речи, а не шутки-прибаутки.

Тем не менее, интересная история, имеющая отношение к теме и позволяющая сделать вашу речь более живой и понятной, не повредит. Наверняка у вас есть несколько любимых монологов, которые вы произносите особенно часто, рассказываете их своих друзьям, и уже собаку съели на их исполнении.

В идеале во время выступлений вам следует прибегать к тем же шуткам и историям, которые вы используете в повседневной жизни.

Обратите особое внимание на свои манеры и способ подачи шуток, берите пример с ведущих юмористов страны. Увы, многие ораторы пытаются рассказывать анекдоты, хотя совершенно не умеют этого делать; пересказывают чужие курьёзные истории, которые в их устах звучат нелепо; начинают смеяться над собственными шутками раньше, чем успеют их огласить. Если вы не хотите приобрести «почётнейшее» звание «короля шутки», над остротами которого смеётся разве что он сам, придётся основательно поработать.

Также важно понимать, над чем и над кем можно смеяться, а над чем и кем — нет. Идеальный «козёл отпущения» — это вы сами. За стёб над самим собой на вас вряд ли кто-либо обидится. Ни в коем случае не пытайтесь подшучивать над публикой (особенно незнакомой) и судьями. Весьма вероятно, что они поймут вас неправильно и посчитают, что вы хотели их оскорбить. Оппонентов высмеивать не следует — потеряете баллы за корректность. А вот над их речами можно и поглумиться, но, опять же, в меру и с умом. Судьи и зрители высоко оценят вашу оперативную и остроумную реакцию на реплики ваших соперников. Юмор экспромтом ценится куда выше, чем заготовленные дома шутки.

Следите за текущими событиями, если не желаете попасть впросак.

Учитывайте состав аудитории: шутите так, как принято у них. Избегайте профессионального сленга и шуток, понятных лишь избранным. Можно добавить немного местного юмора, только лучше заранее выяснить, так ли вас поймут, ничего ли вы не напутали. Опробуйте вашу штуку на нескольких «аборигенах», и вы поймёте, стоит ли включать её в свою речь.

Пример: «В здание влетает самолет, все крушится и горит, тут на экране появляется бен Ладен, надкусывающий шоколадный батончик: " Шок — это по-нашему».

Рассказав этот анекдот в США, вы прослывёте жестоким и циничным человеком. Более того, ваш чёрный юмор не поймут, ибо подавляющее большинство американцев не смотрит российскую рекламу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.