Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пооцесс вестернизации и эндогенной модернизции в Азии и Африке.






Проблема заключается в интеграции стран Африки и Азии в современный мир в качестве его полноправного члена. Процесс формирования глобальной мировой системы можно обозначить с этапа Великих географических открытий, с к 15 в. Встреча Запада с Востоком продемонстрировала отставание Востока во всех сверах от Западной цивилизации, но нельзя утверждать, что восток интеллектуально был ниже, чем европейцы. Можно это расценивать как то, что к моменту встречи восток не созрел для рационального мышления. Запад решил, что должен помочь Востоку. Тоже самое думала и восточная элита (исходившая из необходимости интеграции в западный мир). Но проблема состояла в том, что восточные религии не б адоптированы для этого. Если в христианстве существует окончательная, явленная свыше, истина – это Богочеловек (истина к кот д стремиться каждый верующий). То в восточных конфессиях это отсутствует: конфуцианство – в основе его поиски самого себя в безликом пути дао, но какой то конечной цели не существ. Индо-буддийский мир – представление о сансаре, о бесконечном перерождении. Ислам: идея конечного пророчества, но нет истины последней инстанции.

Модернизация на Востоке: приобрела характер вестернизации, т.е. копирования западной модели. Т.е. не было модернизции, была вестернизация. Если сравнивать Запад и Восток. То на западе произошла т.н. первичная или органическая модернизация, основанная на эндогенном основании. И.е. внутри самого европейского общества вызрели предпосылки, которые привели к трансформации общества от традицинности к индустриализации и современности за счет зарождения и развития элементов будущего бурж гражд общ-а еще в недрах феод-а. Запад: изначально – закладка духовных основ (возрождение, реформация). Затем на этом базисе шло формирование экономических и социальных основ, лишь затем политическая форма. В итоге – это приводит к промышленному перевороту и индистриальной революции Т.о. все импульсы шли снизу, от духовных основ. На востоке были заложены свои культурные ценности, на их основе б сделана попытка индустриальных изменений (формирование кап отношений). Т.е. это элитарный импульс сверху. Затем принцип эклектизма – «зпадная техника – восточная духовность». На последнем этапе – возникали идеи о необходимости заимствовать и духовные основы Запада. Примечательны слова Кемаля Аттатюрка: «двух цивилизаций не бывает, есть только европейская и нам, туркам, нужно всю ее заимствовать.» Вестернизация Востока оказалась тупиковой.

Яркие примеры вестернизации – Япония и Турция.

Япония. Демократия Тайсе (1918-1925 гг.). Она была хилой по сравнению с Западной. За годы 1 м\в европ капитал минимизировал свою экономическую роль в Азии. Этим воспользовалась Япония, кот до 1919 г. повысила объем промышленности в 5 раз, также – успешное развитие торговли. Необходимость пол изменений – перехода от бюрократического принципа формирования правительства к партийно-парламентским кабинетом. Причины демократизации: промышленный, эк рост. Сов. Историки: влияние рос революции. Произошел сдвиг к агрессивной внешней политике, делают акцент на экономическом факторе (поиск рынков сбыта). Идеолог – Кита Икки – идея паназиатизма. 1925 г. пик демократии Тайсе. В 25 г. был введен закон о всеобщем избирательном праве. Модерниз шла через милитаризацию и экспансию под рук-вом военно-бюрократ структур. В 30е гг наблюдается постепенная трансформация демократии в тоталитаризм.

Особенность Турции в том, что она принимает установку на 100% вестернизацию. Кемаль-паша генерал турецкой армии, объединил общества щзащиты прав, н конгрессе ОЗп заявил единой и неделимой Турции. Выработалась идеолгия «кемализм». Развернулась борьба между султантом и ОЗП. В итоге власть в руках Кемаля. Кемалийская революция – привела к переходу от религиозной легитимности власти к светскому принципу. Один из принципов: лаицизм (светскость) – отделение религии от политики. В 1924 г. был упразднен халифат. Переход на европейский календарь, отмена носить обязательно мусульманскую одежду. Один из экономических принципов был этатизм. После кемалистской рев в 1923г Турция стала президентской респ, опирающейся на 6 принципов Кемаля: национализм, республиканизм, революц-ть народность, этатизм (гос планирование и контроль за проектом развития) и лаицизм. В итоге изменения затронули все сферы жизни турецкого общества, нач от отмены режима капитуляций (для обеспечения эк независимости), выкупа у иностранцев предприятий и ж/д, нац-ии табачных монополий, и создания Центробанка, и закан европейской формой одежды, отменой тюрбанов и фесок, арабской вязи. И хотя Турции удалась мод-ция, она не стала европейской страной. Для 2пол 20века хар-ны более радикально-нац-ие формы (Китай, Корея).

Проблема в том, что вестерниз – это всегда тупиковый путь развития. Традиционные структуры отторгают то, что не является для них хар-ным. В Японии в нач30х наметился отход от демократии к тоталит-му, хотя некоторые склонны говорить о фашизме (Бабинцев считет эту т.з. неприемлемой, т.к. в Японии нет ярко выраженной фигуры вождя, фюрера, нет и единой тоталитарной партии, хотя общество организованно в гос-во, а это и есть главный признак тотал-ма). Идея создания мощного гос-ва вспыхнула в среде молодого офицерства, набранного из простолюдинов.

Еще одно реакция на вестерниз – создание концепции исламского фундаментализма. Ислам более консервативен, чем др религии. Он менее склонен к новшествам, более полно регулирует жизнь верующих, препятствуя или тормозя мод-ю. Поэтому исламские страны всегда более твердо противостояли вестернизации. В 19- н.20 в. это выражалось в панисламизме, затем – в фунд-е. Полит идеал – создание в каждой стране исламского гос-а; хоз идеал – созд «исламской эк-и», регулируемой шариатом; соц идеал – мус община (умма), основанная на идеалах солидарности и взаимопомощи. Для фундаменталистов хар-но стремление найти объяснение бедам в забвении корана и шариата, и в засилии «озападнившихся» мусульман. Наиболее последовательное воплощение данной идеи – «исламская рев-я» в Иране (1978-79 гг), как реакция на «белую рев-ю», мод-ю, реформы. Итог - выступление духовенства под руководством Хомейни, который говорил, что реф-ы противоречат Корану. Он требовал изгнания иностранного капитала, прекращение зап влияния. В 1979г. Иран был объявлен исламской респ-ой, где надо всем стоит духовный лидер – хакид, являющийся высшим арбитражем.

Обратной стороной исламского фунд-ма является экстремизм, распростр-ся на Ближнем Востоке с 70-х гг. Теоретиком стал Сайид Кутб, кот считал, что «ислам нуждается в возрождении, а оно признает только разрушение силой и насилием, полное уничтожение, не оставляющее ни большого, ни малого» (Египет, Алжир, Сирия, Иран, Ирак).

Единственной страной, которой удалась мод-ния, является Япония, сумевшая создать современное индустр общество на эндогенной основе и в очень сжатые сроки. Основы эндогенной мод-ии. Объяснить успех пытались многие, но это загадка. Может быть ответ кроется в наборе базовых цивилиз ценостей (если для запада это развитие и права личности, то для востока – стабильность и интересы колл-ва). Цивилиз тип личности для Зап – экстраверт, а для Вост – интроверт, отсюда колл-ая психология замкнутой общности, накопление внутренней энергии. Многие считают, что группоориентированный социум – это объяснение японского чуда, а мотор яп чуда – самоотдача личности в коллективе. А японская фирма организована по принципу патриархальной семьи, что сильно способствует укреплению связей внутри фирмы и, в конечном итоге, процветанию Японии.

Т.о., начиная с 20в страны Востока занимают важное место в сети глобальных отношений, и являются неотъемлемой частью мировой истории.

 

 

№ 35. Коммунизм и социалистическая ориентация в Азии. Оформление к. и соц. Ориентации в странах азии и Африки было связано с взаимодействием внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы б крайне слабы. Большое влияние – воздействие извне, после 1917 г. влияние СССР. Коммунизм имел свое влияние в Китае, Японии, Индии. Турции. По отношению же к арабским странам в историографии используется термин «соиалистическая ориентация». Идея этой соц. Ориентации заключалась в том, что можно перейти из феодализма в стадию социализма, минуя т.о. капиталистический путь развития.

Япония: Влияние октябр революции незнчит.. До 1918 г. пролетариат и буржуазия в демократическом двжиении двигались вместе, правит-во Тайсе пыталось интегрировать раб движение в демократическую систему. В 1922 г. была создана Ком. Партия (приехали из коминтерна). Раскол профсоюз. движения. Коммунисты выступали против демокртии Тайсе, но именно в рамках демократии они и могли существовать. К концу 20 х гг. гонения на КП, аресты. В итоге легализована было только после 2 м\в. после 2МВ комм и соц становятся очень популярны, но яп правительство быстро проводит эффективные реф во всех сферах общества, и на комм и соц течения японцы просто перестают обращать внимание.

Китай. Наиболее полно воспринял идеи марксизма, которые стали популярны в Кит после 1 м\в и окт революции в СССР. Осенью 1919 г. Лидаджао издает перевод работ Маркса. В 1921 г. при помощи коминтерна была основана КП Китая (Гунчандан). Еще в 1920 г. прошел 2 съезд Коминтерна, где произошел спор между Роем и Лениным. В советской ист. литературе еще при жизни Ганди начался спор о сущности его учения и о том, чьи интересы он представляет - крестьянства, мелкой буржуазии или индийской национальной буржуазии. Спор этот ведет начало от полемики на II конгрессе Коминтерна между В.И. Лениным и индийским революционером Р.М. Роем. Ленин считал, что Ганди " как вдохновитель и вождь массового движения был революционером". В противоположность ему Рой, который и приводит в своих мемуарах эту ленинскую характеристику, утверждал, что " как религиозный и культурнич. возрожденец, Ганди неизбежно должен был быть реакционером в социальном отношении, как бы революционно он ни выглядел политически". Тот же Рой дал жесткую классовую характеристику учения Ганди как мелкобуржуазной идеологии, а поскольку он считал мелкую буржуазию реакционной силой, то это только подкрепляло его оценку гандизма как реакционного идейно-политического движения.

В 1923 г. в китае в Кп. Более 400 человек, но в другой партии – гоминьдн – сотни тысяч членов. Москва оказала поддержку КП Китая, спсобствовала влиянию Кп в гоминьдан. Была принята компромиссная программа. Ы 1925-27 гг. великая революция. Распался союх двух партий. В революционной схатке победил гоминьдан, но началась гражданская война. 30 гг. В 30 гг. Чн кайши (глава Гоминдана) начал карательные походы против коммунистов.При этом идеалом КП и гоминьдана оставался социализм. Только для Кп – это марксистско-ленинский социализм. А для Гоминьдана – нац или гос социализм. В это время – опсность со стороны Японии. В итоге 1949 г. в Пекине было объявлено о создании китайской народной республики. С 1949-1957 гг. следование советской меодли, с 58-66 поиск китайского пути к социализму, с 76 г. строительство социализма с китайской спецификой. С 1993 г. строительство социалистической рыночной экономики. Это путь развития сверху. Китае выделяют 3 этапа строительства соц-ма:

1)1949 – 58гг – период следования сов модели, хотя еще в 1945г было решено вместо построения соцма строить новодемократическое общество, где будет охраняться частная собственность. Тем не менее, Москва на этом этапе воспринимала Китай как свою «вотчину» и всячески помогала, в результате это привело к отходу от новодемократической модели.

2)1958 – 78гг – поиск нового пути к соцму, новый виток, связанный с теорией «большого скачка» Мао Цзэдуна, который полностью провалился.

3)С 1978г – строительство соц-ма с кит спецификой.

Индия. Мощное национально-освободительное движение. КП оставалась на обочине. Лидеры создания КП действовали зарубежом (Рой, Протап). Всем профсоюзным движением руководил ИНК, в свою очередь Москва пыталась обработать инлийские профсоюзные комитеты. Идеи коммунистов не б принята индийскими массами. В 20-х — начале 30-х годов действия партии слабо координировались на национальном уровне, и она, фактически, представляла собой несколько разрозненных региональных групп. Во многом это было следствием того, что при британских колониалистах партия была вынуждена работать в подполье. Лишь в 1935 г. КПИ стала членом Коминтерна. В соответствии с генеральной линией Коминтерна, КПИ сблизилась с левым крылом ИНК. Во время Второй мировой войны деятельность КПИ была разрешена. КПИ взяла под свой контроль Всеиндийский конгресс профсоюзов.

Турция. КП создана на 1-м съезде в сентябре 1920 в результате объединения коммунистических организаций, действовавших в Стамбуле, Анатолии и за границей. Съезд принял программу и устав, заявил о своём согласии с решениями Коминтерна, избрал руководящие органы партии. Коммунисты Турции принимали активное участие в национально-освободительной борьбе турецкого народа в 1918—22. В январе 1921 КПТ был нанесён тяжёлый удар: 15 её руководящих деятелей, в том числе председатель КПТ Муста фа Субхи, были убиты. В 1923 турецкая реакция добилась запрещения деятельности партии, и с тех пор она находится на нелегальном положении. Несмотря на трудные условия КПТ организовала в годы 2-й мировой войны 1939—45 ряд крупных выступлений трудящихся против политики сотрудничества турецких реакционных кругов с фашистской Германией, за установление дружеств.отношений с СССР.

Страны соц. Ориентации. Формирование таких режимов началось в арабском мире после 2 м\в. Главное отличие режимов этих стран от жестких марксистско-социалистических в том, что все они так или иначе стремились с самого начала их " социалистической ориентации" в сторону марксизма сочетать генеральные установки доктрины с ее отношением к частной собственности, рынку, индивиду и коллективу с различного рода послаблениями в сфере мелкой частной собственности, ограниченного рьнка. Все КП в арабских странах б созданы из вне, Кп партии изначально б чужды титульной арабской нации. Например, в египте основу КП составляли евреи и копты-христиане. В иране – курды и евреи. Первую скрипку в этих странах играл националистский лидер (например, в Египте нассер и его свободные офицеры). На самом деле, в Москве эти партии и режимы оценивали как чуждые коммунизму (т.к. диктаторский режим фашистского типа). Когда после войны наметилось противостояние сионизма и арабского национализма, арабский мир обрщается за помощью к СССР. В результате была осуществлена миссия Шепилова, который проехлся по арабским странам для пересмотра сложившихся оценок в отношении арабских режимов. В итоге их стали нзывать прогрессивными, революционно-демокртическими. Их самоназвание – радикальный национализм. СССр оказывал в годы ХВ помощь оружием. Положительный момент: ничего иного там быть не могла, если бы демократия – то это привело б к межэтническим и племенным столкновениям., сильный прототалитарный режим, повышение уровня образования, медицины, решение соц проблем. В соц ориентированных странах проводили индустрализацию на основе гос сектора, а деревню не трогали, дали крестьянину землю и волю. В алжире лучшие земли, современные предприятия, принадлежавшие франции. В Алжире сложилось 4 сектора: гос, частный. Кооператичный, самоуправляемый. К 70 гг. в Алжире установилась только 1 единственно верная гос. собственность. Соцю ориентация неудачная, тупиковый и противоречивый путь радикальной вестернизации. Там, где не было ни фундамента, ни дисциплины труда, ни административной институционализации, ориентация на социализм по-марксистски приводила к приостановлению движения вперед по пути развития, к неспособности прокормить себя, наконец, к перманентному более или менее глубокому кризису. Но, так как все это не уходило слишком вглубь и было в немалой степени внешним, искусственным, наносным, то от него сравнительно легко можно было избавиться, что и продемонстрировали миру едва ли не все африканские страны, отдавшие в свое время дань иллюзиям развития по-марксистски. Выход из кризиса был в смене режима либо в реформах, порой в том и другом сразу. Особенно заметным процесс прозрения стал на рубеже 80 - 90-х годов, в период глобального краха марксистского эксперимента во всем мире. Зашедшие в марксистский тупик страны " социалистической ориентации" одна за другой, пятясь, выбирались каждая из своего тупика на исходные позиции и, наученные горьким опытом, начинали движение вперед по рельсам капиталистического рынка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.