Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итог: феод. об-во не сложилось, только эл-ты феод-зма общее с др сист-ми – наличие закрепощ крест-ва






(Комнины – провинц импер-ры) и подчинили бюр-тию своим инт-сам.

3 стадия. 1204 – множ-во мелк гос-в на тер-рии Виз., кот восприняли ту же классич сис упр-ния и соц политики – не феод-я, а полит раздр-ть (Эпирский деспотат, Никейская империя, Трапезундская империя, Латинская империя) После воссозд-я империя сущ-ла ном-но – жертва турок, кот захв-ли ее в 1453 гг. → Сохр те же отношения, но при турецком господстве, часть византийцев остается у власти.

Церковь и гос-во. В Виз император играет очень важн роль в церк жизни. «Симфония» - правителя и церкви.

Козлов: В IV-VI вв. церковь в Виз - позднеант, по сути городск. (полисная) орган-ция: а) дух-во и верх гор знати, кури­алов, сост-т коллегию, стоящую над город-ми советами, и отвечают за функц-ние полис ин-тов; б) епископ - один из предст-лей полиса перед государством; он име­ет ряд контрольно-надзорных функций над деятельностью в городе госу­дарственных чиновников; в) подавляющее число монастырей этой эпо­хи - городские.

Отлич виз церк орг-ции от зап, сформ-ся к сер XI в.: 1. Больш экон и полит зав-ть от гос сис 2. Крайняя редкость претензий церковных иерархов на гегемонию в гос делах. 3. Отсут строго централиз орг-ции (патриаршес­тва были достаточно автономны в отношении друг друга). 4. Верховенство церковных соборов над иерархами церкви, исключительное право собо­ров на создание церковных канонов (однако сами соборы сильно зависели от светской власти). 5. Меньшая строгость в конструировании церковной иерархии и корпоративности клира (т.е. меньшая обособленность от ми­рян, допущение выхода из духовного звания). 6. Отсутствие института, по­добного институту кардиналов. 7. Большее число монашеству­ющих (в Византии правило безбрачия распространялось только на них).

Город.

Античное происхождение имели как балканские, так и малоазийские города. → Благополучие г-а основывается на прилегающей земельной собственности. Деревня и пригород (проастий) кормили и обслуживали г-д. Г-а выполняют не только адм-ю, но и торгово- ремесл. функцию: очень развита торговля (в т.ч. транзитная). Центр всей жизни – Константинополь.

«Темные века». Г-д по-прежнему доминирует над деревней, но кризис. Он прежде всего касается малых г-в, кот. преживают дезурбанизацию – отток населения в крупные центры.

Г-д времен Македонской династии. (и-к Книга эпарха – пер. М.Я. Сюзюмов). Особенности ремесла в Виз.: 1) преемственность с римским (нет отпечатка общинно-деревенского устройства; 2) зависимость от центральной власти; 3) использование рабов.4)торг и ремесло разделены.

В 11в. Виз. выше др. стран по ур ремесл произв-ва. Венецианские купцы, пользуясь привилегиями захватывают Конст. рынки.

Особенности социального мира homo byzantinus (ХБ). Само понятие ввел А.П. Каждан. Он избрал мерилом цивилизации и культуры человека.

Поляковская: Основные характеристики ХБ: 1) более прямая связь м/у чел-ком и гос-вом. На Зап. чел-к связан с сеньором, в Виз. напротив, гос-во регламентирует все 2) отдаленность объекта власти от субъекта – скрывает все дефекты власти → ощущение сильной власти. идеологизированность общ-ва – 2 идеи: 1) идея ойкумены; 2) идея второго Рима 2 основы менталитета: экстравертность – надежда на высшую силу, защищающую от внешних сил. Идея равенства всех п/д законом. Это все порождает высокомерное отношение к другим, гордость за свою страну, гос-во, землю. Но: в Византии бюрократическая система (+ авторитаризм). → ХБ = индивидуализм без свободы. Прочные связи в семье.

Историческое значение. 1) сохранение античных традиций (позже ч/з Геную и Венецию они будут восприняты всей Евр. – эп. Возрождения); 2) распространение идей православия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.