Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная жизнь первобытного общества






Развитие рациональных знаний: познание мира через опыт: чтобы познать истинную картину мира нужно подтвердить ее в эксперименте. Выражение мысли – в определенной формуле, в эксперименте – рациональное знание, к-ое касается процессов пр-ва, технологических процессов. Два вида: 1) осознание предмета; 2) развитие формы: природные материалы – придавали совершенные формы.

Происхождение мышления и речи: речь – основной способ коммуникации, это отличие от животных (гортань не развита). Под влиянием чего-то мозг увеличивается в размере (причины спорны: Энгель – роль труда: взаимоотношения с природой через посредника – полка, камень. Желание улучшать посредника = работа мозга необходима. Гл причина – усложнение орудий.) Биологич предпосылки вызревали в процессе антропогенеза, но самое главное – это среда: нужно общение = нужны слова. Мышление и речь – идентичны. Ср-ва комм-ции у разных народов склад-ся по-разному, это явление сугубо социальное. Слово становится посредником. Леви Брюль: основная особенность первобыт мышления –много мистики.

Происхождение искусства: почему человек рисовал выразительные рисунки? 1) у чел-ка есть врожденное чувство прекрасного; 2)иск-во – на службе магии и колдовства, пр-ые цели важны = магический труд; 3) игра – основа искусства. Иск-во – это образ, это ритм. Ритм – основа природы – все красивое ритмично, это синоним гармонии. Чел-ек всегда запоминает образы. Осущ-ть обряды можно в игре, как ритмы: в игре нельзя нарушать правила; 4) Плеханов: что древнее игра-иск-во или игра-работа = иск-во возникает из труда: чел-ку надо было сохранить мысли – наглядный плакат для практики (куда стрелять в животное); 5) Столяр А. Д.: медленный процесс возникновения иск-ва- началось с обведения шаблонов. Рассм-ть надо через знаковую систему. Появляется мифологическая идеалогия, в к-ой представления о мире, о себе = воспроизводили в обрядах, в рисунках. Неэволюционный путь, появление внезапное – не было подготовительных этапов. Раннеродовая община (присваивающее хоз-во)- появление в развитой форме: 1) монументальное пещерное иск-во: рисовали животных НО под ним – образ, ассоциативность везде, иск-во – абстрактное, как и сейчас. Много геометрических фигур, к-е дополняют повествование мифа. Рисунки – композиционны, свой способ изображения мира: гл космическая сила – на взаимодействии муж и жен (бизон – муж, ручка – жен, четырехпалая – т тк абстракция чисда, 4- женский первопринцип. + лошадь со стрелой – тоже взаимод-ие Т е композиции надо уметь читать. Рисовали в темных коридорах пещер, в к-х не жили. Символ – жен детородный орган = пускали не всех. Причина – передача инф-и, мифологич познаний о мире. 2) иск-во малых форм: распр рисунки, сделанные каменным резцом на кости мамонта, оченб выразительные. Самые распр – жен статуэтки – воплощение первопринципа (если фигурки одеты – символ достатка).(платика, графика и живопись: ориньяко-солютрейские жен фигурки, мадленские головы животных) В основе иск-ва – передача инф-ции. Археологически прослеживается возникновение музыки (верхнепалеотические трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога, дощечки для отбивания такта и пр.) и танец (мадленский рисунок. В музыке ее инструментальной форме предшествовала вокальная. Особое место в дух тв-ве занимали священные мифы – объяснявшие происхождение явлений природы и челов установлений. Мифы содержат указание на далекие времена, на поступки культурных героев и отдаленных предков. Мифологическое время не отделено от настоящего, оно отражено в обычаях и воспроизводится в обрядах, в чем социализирующая и освящающая предписанное поведения функция мифов. Иск-во палеолита чаще реалистично. Позднеродовая община: развитие пр-ва и усложнение соц жизни – толчок подъему дух к-ры – переход к производящему хоз-ву – новые пласты полезных знаний, искусства, мифологии, религии. Продолжается переход к условной манере исполнения- стремление к нарочитой упрощенности, изобр-ие взамен целого его хар-ой части, значительная стилизация. Исчезает монументальное иск-во: мелкие, условные, сценически наскальные изображения. Преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и пр солярные и лунарные символы. Иск-во неолита чаще условно. Причины: - Интерес к зверю ослабевает, а к чел-ку – еще не родился = условность; - изменение мат-ла – от росписи стен к росписи керамики; - развитие абстрактного мышления; - усложнение религ представлений требует отклонения изображения от сходства с земным оригиналом.? пока не решен. Украшение сосудов: со смыслом: мифологема с идеей мирового дерева: ниж мир (корни), сред мир (ветви – люди, жив) и верх мир (боги, птицы). Лестница в небо. Уровни жрецы могут прорвать. Раз-ся др формы иск-ва: устное, музыкальное и танцевальное тв-во: сюжеты, отражающие зависимость чел-ка от плодородия земли. Патриархат: Общ-во распалось, дифференцировалось. Измен-ся материал (раньше только природные): 1)появ-ся монументальное иск-во, храмовое хоз-во: формир-ся погребальные комплексы. Причина – появл излишков, к-е нужно реализовать. Идея ступенчатости (отражение соц расслоения). Прототип – появ-ся в неолите мегалитические сооружения 2) монументальная скульптура: крупные фигуры воинов – надгробные статуи. Нов мат-лы. Иск-во: 1. традиционное: фольклор, орнамент – продолжение традиций прошлого; 2. элитарное – золото, серебро – прикладное иск-во для нужд вождей.. Появ-ся различные стили и способы выражения. (скифский звериный стиль). Появ-ся сказка, героический эпос – хар-ая особенность заключительной эпохи.

Становление письменности: 1. Раннерод община: первобыт мышление быор еще недостаточно систематичным, неспособным к выработке понятий высокого уровня: язык тяотел к конкретным, единичным определениям, к-е только начали классифицироваться. (аборигены Австралии – обозначения пород деревьев, рыб и пр). Грамматика сложная за счет детализации отдельных форм + неразвитость их синтаксиса. Письменности еще не было, но у аборигенов Австралии уже появились зачатки своеобразной «дописьменности»: пиктография или рисуночное письмо – использование спец сделанных изображений для запоминания или передачи мысли. Понять их значение моно только с помощью автора. 2. позднерод: разв-ся пиктография: делают довольно сложные записи племена Сев Сибири, амер индейцы, в Меланезии и Троп Африке. Сообщения могли предназ-ся как для передачи на расстояние (предложения дарообмена, устан-ие мирных отношений) так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и памятных событий). Сущ целые пиктографические хроники: «Валам Олум» (Красная запись) североамер индейцев-делаваров, изобр-ая рисунками на древесной коре все свои истоич предания. У нек племен развились эквиваленты пиктографии: из счетных шнуров или раковин. Но как и прежде больш-во пиктографических символов требовало устных пояснений автора. Патриархат: возн-ие настоящей письм-ти происходило путем постепенного превращения пиктографической дописьменности, передававшей лишь общий смысл сообщния, в идеографию, в к-й строго фиксированные знаки обозначали отдельные слова или слоги (геометрический путь – мандала, круги, треугольники). Позднее из идеографии возникли более развитые алфавитные системы. Возникновение упорядоченной пись-ти – критерий перехода от первобыт-ти к цивилизации.

Религиозные представления: Появилась потребность объяснить и подчинить себе все то, с чем приходилось сталкиваться (чув-во бессилия) = возникают религ представления. Гл особенность рел миропонимания людей раннерод общины – не выделяли себя из окр среды – люди тождественны природе, ей приписывались человеческие св-ва – это сказалось на ранних видах рел представлений: 1) тотемизм: вера в существование тесной связи с тотемом (тотем – кровный родственник, позднее – предок: опред вид животных, растений или явл природы). Тотема не боялись (ели), не видели сверхестетв = прелюдия к религии. Он нужен как способ единения. Тотем характерен для присвающей эк. 2) анимизм: вера в сверхъестественные сущ-ва, заключ в тела (души) или действующие самост-но (духи) – св с одушевлением природы. Зачатки были у низших охотников – собирателей. Затем – совершенствуется: жизнь уютнее, т к чем лучше проведешь, тем в лучшей форме вернешься. Духов потом стали бояться, тела стали захоронять, покрывали себя татуировками. Все религии вкл эл-ты анимизма .3) Фетишизм: вера в сверхъестеств спос-ти некоторых неодушевленных предметов (пещер, камней, деревьев и позднее и спец культовых предметов). 4) Магия: вера в способность чел-ка особым образом воздействовать на др людей, животных, явл природы + сами эти действия. «Белая и черная» магии, либо пр-ая, промысловая, любовная, лечебная. Позднерод община: совершенствование рел-гии: все меньше отождествления с природной средой, осознание зав0ти от неведомых сил = представления о борьбе и зле добра со злом. Изм-ся содержание тотем-ма: родственники и предки сделались объектом рел поклонения. Зооморфные предки стали вытеснятся антропоморфными, тотемизм стал сохраняться в пережитках. Анимизм = культ природы, образы духов жив и растит мира. Культ Солнца и Луны., предков. Патриархат (первобыт соседская община): развилась вера в личных покровителей (нагуализм), развитие культа предков. Религия – метод воздействия на массы, анимизм особенно развит. Поклонение духам в антропоморфной форме. Возникают представления о родовых предках-покровителях – объекты почитания. Постеп возникает иерархия объектов культа – от обычных духов до могущ божеств – политеизм. Усоверш-е культа = выделение особой категориии жрецов= развитие шаманизма + появляется жертвоприношение (культ плодородия – передача земле половой потенции чел-ка).

Мифологическая картина мира: стереотипы поведения определяются по культовым и бытовым предметам и по принципу противопоставления: порядок – хаос, Запад-Восток и пр. Разл мифы по разны кодам противопоставляют, но смысл не мен-ся. Символы: вода- хаос, т к не имеет формы = космогонические мифы – все рождается из воды. Огонь – огромной значение: сжигали умерших, т к умереть – заново родиться. Основная функция обрядов – объединительная – чел-к чувствовал себя творцом истории.когда учасв в обрядах. Чел-к – житель космоса!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.