Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость риторического мастерства.






Зададимся теперь вопросом: нужна ли и нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем?

Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по

крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит.

Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, когда жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2, 5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает " наговорить" около 400 томов объемом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остается Homo eloquens - человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и чип свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

А ведь приведенные здесь данные касаются лишь одного из аспектов сложнейшего многогранного процесса - речевого общения. Они основываются на измерении только его понятийно-информативной составляющей. Однако во многих и гуациях и даже в большинстве ситуаций человек говорит не ТОЛЬКО (а часто даже и не столько) с целью информировать собеседника, но с целью воздействовать на него: убедить, разуверить, склонить на свою сторону... Кроме того, еще чаще наша цель в беседе может быть определена и вовсе по иному (особенно в бытовом, неофициальном, непрофессиональном общении): привлечь к себе, показать, что собеседник важен и необходим, самому почувствовать радость от общения с ним, доставить эту радость ему. Часто ли нам это удастся? Отнюдь нет: ведь это тоже искусство, мастерство, и v него есть своя теория.

"...Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе собственное внутреннее слово..." - писал отечественный

философ В. Ф. Одоевский еще в первой половине XIX в. (" Русские ночи").

Именно эта задача стоит сейчас перед оратором во время публичной речи - задача убеждения, воздействия, понятая не как навязывание готового мнения, а как умелое побуждение слушателей, аудитории задуматься об обсуждаемом предмете, активно вырабатывать собственную позицию. Эта задача - " возбуждение собственного внутреннего слова" каждого.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.