Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика Аристотеля.






Обратимся теперь к наиболее авторитетному античному риторическому трактату, сохранившему свое значение до наших дней и в большой степени определившему характер европейской риторической культуры - " Риторике" Аристотеля (IV в. до н. э.). " Риторика, - по глубокому убеждению Аристотеля, - это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия" (Античные риторики. М., 1978. С. 287). Что это значит? " Риторика - искусство, соответствующее диалектике" - вот фраза, которой открывается трактат Аристотеля.

 

Слово диалектика, как называли в античности философию, происходит от греческого dialegomai - беседую, веду разговор (потому оно и родственно слову диалог - беседа).

Риторика соответствует философии, так как обе они имеют всеобщий характер, касаясь любого из существующих в мире предметов: " Обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим досто-

янием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять" (Античные риторики. М., 1978. С. 15).

В современных руководствах и книгах по риторике ее нередко называют " наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы ее очевидной ошибкой. Убеждают частные науки, каждая из которых действительно " может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство - относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия - относительно возможных между величинами изменений, арифметика - относительно чисел <...>, риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета..." (Аристотель. Риторика: Книга первая. 2). Вы скажете: какая ничтожная разница! Что за крючкотворство! Неужели действительно так уж важно, как сказать: " наука убеждать" или " наука находить способы убеждения"?! Однако обучаясь риторике как мастерству и познавая риторику как науку, нужно сразу привыкнуть к точности слова, отражающей тонкие нюансы, оттенки мысли, к точности, передающей четкую смысловую структуру. Придется оценить и принять важность как смысловых различий, так и словесной точности. В этом искусстве современный человек, как видно, заметно уступает своим славным предкам. Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, - доказательства. Почему же? Как мы видели, Аристотель определяет риторику как " способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета", отличаясь этим от других наук и искусств (кроме философии). Поскольку же " способ убеждения есть некоторого рода доказательство", то риторика Аристотеля - это наука доказательной речи. Однако вовсе не любые способы доказательства одинаково важны для риторики. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно, - не слишком интересно и важно для риторики. Ведь дело ее - " не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения", т. е., убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное - " для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной" (Аристотель. Риторика: Книга первая.1).

 

Таким образом, аристотелевская риторика - это наука о способах доказательства вероятного, возможного, правдоподобного. Сам Аристотель, поясняя эту особенность своего понимания риторики, прибегает к забавному сравнению: дело риторики - дать во всех возможных случаях способы убеждения, как дело врачебного искусства - " не в том, чтобы делать всякого человека здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь" (Риторика: Книга первая. 1). Получается, что риторика, как ее понимает Аристотель,? - это своего рода логический и словесный " высший пилотаж". И впрямь, что за труд доказать само по себе очевидное, убедить в том, что и без того ясно? Разве это - наука, разве нужно для этого мастерство? Нет, настоящее искусство - заставить поверить не в совершившееся, а в возможное, доказать вероятное, убедить в желаемом или укрытом от прямого взгляда, проникнуть вместе со слушателем в глубь вещей, проложить в эти глубины дорогу к разуму и сердцу собеседника. Вот в чем настоящее дело ритора, вот в чем его творчество.

Сравните это с тем, что сказано о красноречии в первом риторическом трактате, принадлежавшем, как мы уже говорили, Кораку из Сицилии: " Красноречие есть работница убеждения". Главная цель оратора, считал Корак, - не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного. И софист Горгий Леонтийский, упоминавшийся нами как отец риторики, полагал, что " вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое - малым, выдавать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения", - так говорит о риторическом искусстве Горгия Платон. Совершенно ясно, что Аристотель в своем понимании риторики лишь продолжает и развивает традицию софистов.

Итак, по Аристотелю, риторика есть наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства.

 

Изыскивая способы доказательств для речи, пишет Аристотель, " одни поступают случайно", другие же - т. е. люди риторически образованные - " действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою". Получить же риторическое образование, по мнению этого великого ритора, любому необходимо: ведь " если позорно не быть в состоянии помочь себе своим телом, то не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом" (Риторика: Книга первая. 1). Итак, по Аристотелю, риторика поистине* делает человека человеком, вооружая его подлинно человеческим даром - владением речью.

" Риторика" Аристотеля, созданная в IV в. до н.э., служила основой большинства позднейших риторических руководств - античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских. Именно потому мы так подробно остановились на этом трактате.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.