Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика семинарских и практических занятий






Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов

 

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Профессиональные знания, умения и навыки современного учителя, его мастерство и педагогическая позиция. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем.        
Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности Образование - процесс и результат педагогической деятельности, цель и ценность, социальное благо. Образование как отражение экономического, социокультуного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Образование как система. Система образования в РФ. Типы образовательных учреждений. Ключевые идеи развития современного образования: доступность, непрерывность, академическая мобильность. Проблемы современного образования.        
Тема 3. Развитие представлений об идеале человека, целях, ценностях и путях его образования: основные этапы истории Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как социального института и профессии «учитель» в странах Древнего Востока. Образовательный идеал восточной цивилизации. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования в Древнем Риме. Первые педагогические трактаты (Цицерон, Квинтилиан). Образовательный идеал Средневековья. Религия – церковь – образование. Схоластика. Церковные и монастырские школы. Цеховые ремесленные школы. Университеты. Педагогическая мысль в богословных трактатах. Эпоха нового времени – смена образовательного идеала. Гуманизм, демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения. Классно-урочная система обучения. Становление традиционной педагогики в Западной Европе XVII-XIX вв. Основы ключевых педагогических концепций: развивающее обучение (И. Песталоцци), воспитывающее обучение и принцип природосообразности (А. Дистервег), свободное воспитание (Ж.-Ж. Руссо), системность педагогического знания (И. Гербарт) Особенности российской национальной педагогики и школы. Институты воспитания и обучения в Древней Руси. Мастера грамоты. Школы и училища в России XVI-XVII вв. Реформы образования: Петр I и Екатерина II. М.В. Ломоносов, московский университет. Образовательный реформы и дискуссии о целях образования середины XIX века. К.Д. Ушинский – основатель отечественной научной педагогики. Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, П.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. – формирование российской педагогики как науки. Движение реформаторской педагогики в Западной Европе, США и России как отражение смены образовательного идеала в эпоху новейшего времени. Детоцентризм, ориентация на «развитие индивидуальности». Основные направления и концепции реформаторской педагогики (М. Монтессори, Р. Штайнер, Дж. Дьюи, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель и др.). Основные проблемы и задачи школы и педгогики в XX веке. Воспитание «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школы. Ликбез. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко. Идеи гуманизации образования после Второй мировой войны. В.А. Сухомлинский. Инклюзивное образование. Формирование единого образовательного пространства в Европе и мире. ИКТ в образовании.        
Тема 4. Педагогическая профессия в современной обществе Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современной этапе. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины. значение для социокультурного развития общества). Ценностные ориентации, этические установки педагога. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Профессиональный стандарт «Педагог». Современные социально-педагогические проблемы учительского труда.        
Тема 5. Педагогическое образование - первый этап профессионального становления педагога Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Образовательный стандарт ВПО и образовательная программа. Особенности обучения в педагогическом университете. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Карьера педагога.        
           
  Контроль самостоятельной работы        
  Зачет        
  ИТОГО: 72        

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.