Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С элементами социально-психологического тренинга






(семья с ребенком-инвалидом 6-9 лет)

 

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускал­ся из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние, самих ро­дителей и его влияние на ребенка-инвалида.

Рождение ребенка — долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда ребенок рождается с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического забо­левания. Это всегда обуславливает тяжелые эмоциональные переживаниями ро­дителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случивше­гося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса: «Почему это слу­чилось именно со мной?» Возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, довольно часто распадаются, неред­ки также случаи так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимос­тью. Родители ребенка-инвалида по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но обеспокоен стрессом, который испытывает его жена. На него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, ко­торый испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увели­читься: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уров­нем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и ус­пешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

Запрос родителей на помощь в воспитании ребенка-инвалида дал толчок

идее создания для родителей, имеющих детей-инвалидов, семинаров-практикумов, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу как для родителей, так и для детей «Эмоциональное благополучие, или счастливые родители — здоровые дети».

Данная программа рассчитана на параллельное ведение семинаров-прак- тикумов для детей и для родителей с выходом на совместную деятельность.

В программе приоритетными являются следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических, обучающих и развивающих задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

3. Целостный подход в процессе оказания психологической помощи.

a. Преддиагоностический этап — выявление запроса на оказание психо-

логической помощи семьям с ребенком-инвалидом.

b. До начала коррекции — этап комплексного диагностического обследо-

вания в процессе индивидуального консультирования семей.

c. В процессе коррекции — систематические диагностические срезы, ис-

следующие динамику хода и эффективность коррекции.

4. Принцип непрерывности эмоциональных процессов, используемый в интерспективной психологии В. Вунда («ребенок постоянно что-то чувствует»).

5. Деятельностный принцип коррекции, изложенный в работах А.Н. Леон­тьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о роли деятельности в психическом раз­витии личности.

6. Принцип управления техническим развитием, связанный с организаци­ей совместного распределения деятельности взрослого и ребенка на основе те­ории Л.С. Выготского, что развитие не является спонтанным процессом, а стро­ится на помощи взрослого, его участии в организации жизнедеятельности ре­бенка. Данный принцип основан и на теории планомерного формирования дея­тельности П.Я. Гальперина.

7. Принцип смены психологической позиции субъектов диады «родители -
ребенок-инвалид».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.