Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При взаимодействии с ребенком-инвалидом






Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ре­бенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррек-ционных занятий; сплочение участников группы; актуализация проблем детско-родительских отношений; диагностика проблем.

«Презентация». Каждому участнику дается специальная карточка-визит­ка, воздушный шарик, фломастер.

Ведущий обращается к группе: «Уважаемые родители! Заполните, пожа­луйста, карточку-визитку, просьба отвечать искренне. Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте автопортрет, прикрепите свою визитку к шарику». Ког­да это сделано, все шарики выбрасываются в круг, перемешиваются и разби­раются участниками группы. Главная задача — чтобы все шарики были разоб­раны и никому не попался свой. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его облада­теле по его визитке. После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая, по возможности, сохраняется на протяжении всего цикла занятий.

Введение ритуалов в работу в группе.

«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по кото­рым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущим и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на листе флип-чарта, для остальных оставлено свободное место. При­мерные правила: «здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у веду­щего; высказываемся без оценки личностей, и т.д. (предлагает группа).

«Ожидания». Каждому участнику раздается карточка «Ожидания» для
заполнения.

Участникам группы необходимо заполнить карточку, отвечая на вопрос: «Чего я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и выпи­сывает на лист флип-чарта все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников груп­пы — по мере того как они достигают полученного результата вычеркивать ожидание из общего списка.

Диагностический блок. «Кто Я?» Участникам предлагается ответить на заданный вопрос пятью существительными и пятью прилагательными. А затем рассказать о себе как о родителе.

Мини-лекция «Уверенность — стимул эффективного общения с ребенком-инвалидом».

- Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

- Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике либо часто болеющего, формируется неуверенная модель поведения?

- Что такое «госпитализм»?

- Почему так важно уверенное поведение в семейных отношениях?

- Что такое «моделирование»?

- Что включает в себя процесс моделирования?

- Почему происходит имитация поведения значимых для нас людей?

- По каким законам живут взрослые?

- Как объяснить ребенку следующие правило: «Если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире»? Использование литературных примеров в воспитании ребенка, напри­мер стихотворения Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь».

- Давайте проанализируем ваши семейные ситуации. У кого в семье
есть проблемы такого рода, и вы не знаете, как справиться с ними?
Групповая дискуссия.

«Презентация своего ребенка». Ваши дети больны, и в этом они похожи, но каждый из них — уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения того, что у него есть особенного, чего нет у других детей.

«Как хорошо я знаю своего ребенка?» Всем участникам группы раздаются специальные рабочие тетради, в которых собраны все домашние задания по программе. Вниманию участников предлагается первая таблица, кото­рую необходимо заполнить на занятии (графы «Родительское мнение», «Предполагаемый детский ответ»), отвечая на следующие вопросы:

- Какая моя самая любимая сказка и почему?

- Сказка, которую я не люблю и за что.

- Если бы у меня была волшебная палочка, то на один день я бы стал... Почему?

- Добрую фею я бы попросил..., а бабу-ягу... Зачем?

- В какую звериную семью превратилась бы наша, если бы это было возможно? Почему?

Заполнение графы «Мнение самого ребенка» является домашним задани­ем для родителей.

«Древняя мудрость». Группе предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и пого­ворками на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы

 

должны предложить свои варианты толкования эти высказываний наших предков. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использо­ваться при воспитании детей в семье.

Домашнее задание. Ведущий: «Следующая наша встреча будет через две недели. В течение этих двух недель заполняйте, пожалуйста, рабочую тет­радь, которую мы вам дали. За этот период вам необходимо отметить, ког­да, в каких ситуациях в вашей семье, у всех ее членов наблюдалось неуве­ренное поведение, и каким образом вы пытались его исправить».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.