Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ценностей






 

Признак классификации Виды ценностей Примеры ценностей  
       
1. Форма проявления ценностей 1.1. Цели, достоинства индивидуума, позитивная (с точки зрения общества) система его взглядов на явления " Ради сохранения здоровья ставлю цель вести здоровый образ жизни". Он совестлив. Она ставит интересы общества выше личных    
  1.2. Миссия, позитивные цели, конкурентные преимущества социально- экономических систем Миссия организации заключается в повышении конкурентоспособности выпускаемых товаров, сохранении экосистемы, количества рабочих мест, повышении качества жизни    
  1.3. Нормы, стандарты, правила поведения в коллективе По производственной цепочке передавать продукцию или работу только высокого качества  
  1.4. Конкурентные преимущества систем Безотказность пейджеров равна шести сигмам (компания " Motorola"). Здоровый человек  
2. Содержание ценностей 2.1. Качественные (по полезности) Надежность, комфортность автомобилей " Mersedes"  
  2.2. Стоимостные (с учетом затрат) Высокая экономичность эксплуатации автомобиля " Toyota"  
  2.5. Поведенческие Уважение старших в Японии. Педантичность немецких менеджеров  
  2.4. Синергические За счет отлаженной системы менеджмента организации положительный эффект синергии увеличивает ее прибыль на 5%  
3. Виды ценностей 3.1. Природно- климатические Страна, богатая природными ресурсами Москва расположена в средней полосе России, климат умеренно-континентальный  
  3.2. Политические Политическая система скандинавских стран отличается стабильностью, надежностью, гуманностью  
  3.5. Социальные Социальная политика скандинавских стран ориентирована на повышение качества жизни населения  
  3.4. Денежные Вклад в надежном банке Наличные деньги в конвертируемой валюте  
  3.5. Материальные Недвижимость, компьютер, материальные ресурсы  
  3.6. Нематериальные Патенты, ноу-хау, авторские права, методология науки  
  3.7. Духовные Высокая нравственность личности. Интеллигентность. Честность. Мужество. Доброта. Преданность.  
  3.8. Культурные Признанные обществом произведения литературы, искусства, музыки, театра  
4. Уровень качества (значимости) ценностей 4.1. Высокого качества, вызывающие у общества восхищение (престижные) Открытия. Оригинальные произведения в любой области. Гений. Талант.  
  4.2. Качественные, одобряемые обществом (позитивные) Товары японской фирмы " Sony", германской " Mersedes", американской " Motorola"  
  4.3. Некачественные, не принятые обществом (негативные) Некачественные товары (являются ценностями, так как имеют цену). Негативные ценности индивидуума, которые он сам культивирует (жадность, жестокость и др.)  
5. Способ существования ценностей 5.1. Реальные Материальные ценности  
5.2. Виртуальные     Духовные ценности      
 
6. Объект, которому 6.1. Индивидуум Изобретатель. Менеджер-профессионал  
присущи или который 6.2. Коллектив   Целеустремленный коллектив профессионалов с высоким уровнем организованности  
формирует ценности 6.3. Организация Конкурентоспособная в глобальном масштабе американская компания " Intel"  
  6.4. Регион, отрасль   Конкурентоспособная отрасль США по производству компьютеров  
  6.5. Страна Высокое качество банковских услуг, оказываемых в Швейцарии  
  6.6. Мировое сообщество Политика ООН по сохранению экосистемы  
7. Источники или основа происхождения ценностей 7.1. Объективные, не зависящие от воли человека, природные, наследственные Климатические условия региона Темперамент человека      
  7.2. Субъективные, искусственно созданные человеком Высокий уровень развития Японии, не обладающей значительными природными ресурсами. Духовность японского народа  
8. Место системного проявления 8.1. Вне системы Высокий уровень политического и экономического развития страны, в которой находится фирма. Конкурентоспособный товар фирмы  
ценностей 8.2. Внутри системы Конкурентоспособная технология фирмы. Эффективная система повышения квалификации кадров на фирме  
9. Возможность оценки ценностей 9.1. Оцениваемые количественно Полезный эффект товара. Цена товара  
  9.2. Не оцениваемые количественно Мужество человека. Честность  
10. Динамичность ценностей 10.1. Долговременные, стратегические Природные ресурсы России. Стратегия национальной безопасности США  
  10.2. Кратковременные, тактические Денежные средства. Информация  
11. Масштаб 11.1. Глобальные Электронные системы коммуникаций  
распространения ценностей 11.2. Локальные Конкурентоспособная система менеджмента фирмы  
  11.5. Индивидуальные Высокий профессионализм менеджера Ли Якокка  
12. Управляемость ценностей 12.1. Управляемые человеком, детерминированные Конкурентоспособность товара. Профессионализм руководителя. Высокая эффективность использования ресурсов в Японии, США  
  12.2. Неуправляемые, вероятностные, стихийные Климатические условия региона. Интенсивность сбыта нового товара  
13. Аспекты ценностей, на которые обращает 13.1. Качество товара, услуги или другого вида ценностей Новизна, оригинальность, надежность, дизайн, упаковка, сертификат и др.  
внимание покупатель (взгляд со стороны) 13.2. Цена товара Этот аспект анализируется по показателю удельной цены как отношению цены к суммарному полезному эффекту  
  13.3. Торговая марка товара " Mersedes"    
  13.4. Экономичность товара в эксплуатации По расходу топлива на 100 км пробега автомобили " Mersedes" — среди лидеров  
  13.5. Качество сервиса   Во многих странах функционируют станции технического обслуживания " Mersedes"  
  13.6. Конкурентоспособность страны, фирмы, товара и др. объектов По конкурентоспособности Германия занимала в 1996 г. 9-е место в мире  
  13.7. Социально- психологический аспект покупки Товары такой же марки имеют мой руководитель и друг  
  13.8. Ситуационный аспект покупки   С другом уезжаем на море, а в автосалоне других качественных автомобилей не было, поэтому купил " Mersedes"  

 

Таким образом, учитывая многообразие и многоаспектность данного понятия, нами предлагается следующее определение " ценности". Ценность — нечто особенное, чем субъект или объект управления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, духовность, честность, талант, здоровье, профессионализм, организованность, прекрасные климатические условия, конкурентное преимущество — торговая марка " Sony", миссия организации, конкурентоспособность, квартира, автомобиль " Mersedes", хлеб, вода и т.п.

С целью ускорения поиска информации по ценностям рекомендуется осуществлять их кодирование. Приведем примеры кодирования ценностей.

Например, для автомобиля " Mersedes" будут характерны следующие коды по признакам:

1.4 — конкурентоспособный на мировом рынке;

2.1 приоритет отдан качеству, а не высокой цене;

3.5 — является материальной ценностью;

4.1 — качество престижное;

5.1 — является реальной ценностью;

6.3 — продукт (товар) организации (компании);

7.2 — искусственно созданная ценность;

8.1 — ценность проявляется вне системы (компании);

9.1 — ценность оценивается количественно;

10.2 — ценность кратковременного пользования;

11.1 — ценность глобального масштаба;

12.1 — ценность управляется человеком;

13 — учитываются все или некоторые аспекты, в зависимости от уровня подготовленности (образованности) и информированности покупателя.

 

Второй пример: конкурентоспособный менеджер — имеет следующие коды: 1.4; 2.1; 3.6; 4.1; 5.2; 6.1; 7.2; 8.2; 9.1; 10.2; 11.3; 12, 1; 13.6 (см. табл. 1.11).

Теоретическая новизна приведенной классификации ценностей заключается в том, что впервые, на наш взгляд, к исследованию одного из важнейших объектов стратегического маркетинга — ценностей — применены такие научные подходы, как системный, динамический, воспроизводственный, функциональный, комплексный, оптимизационный, ситуационный и др. Сущность этих подходов достаточно подробно освещена в темах 5 и 4.

Учитывая свойство множественности описания систем, мы не можем претендовать на всеобщность и пропорциональность описания компонентов системы ценностей. Нами сделана только попытка расширить достижения в этой области для обеспечения теоретической базы исследований закономерностей и стратегических тенденций изменения параметров ценностей.

С применением имеющихся методов системного и функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, исследования операций можно выявить эти закономерности и выработать эффективные направления развития ценностей, обеспечивающие их высокое качество и ресурсосбережение в глобальном масштабе. В данной работе сделана попытка исследовать конкретные закономерности развития технических и социально-экономических систем.

Применение на практике сформулированных закономерностей и стратегических тенденций изменения параметров разных ценностей (товаров, услуг и т.п.) позволит повышать качество товаров и уровень жизни населения.

Товары

 

Формой выражения или материализации многих ценностей являются товары и услуги, которые удовлетворяют потребности потребителей.

Одной из задач стратегического маркетинга является изучение потенциальных потребностей и ценностей, выбор потенциальных товаров, разработка нормативных параметров, обеспечивающих конкурентоспособность товаров. Прежде чем разработать нормативы конкурентоспособности товаров, необходимо изучить следующие аспекты:

• параметры потребностей;

• набор ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей;

• перечень конкретных товаров или их функции (если еще не существуют конкретные товары);

• показатели качества товаров, их ресурсоемкости, структуры жизненного и воспроизводственного циклов;

• параметры потенциальных рынков;

• параметры производственной или социально-экономической системы — изготовителя товара;

• влияние параметров внешней среды на функционирование системы — изготовителя товара.

Согласно международным стандартам ISO серии 9000 по системам качества продукции типовой жизненный цикл включает следующие этапы: 1) маркетинг, 2) HИOKР 3) материально-техническое снабжение, 4) подготовка и разработка производственных процессов, 5) непосредственно производство, 6) контроль, испытания и обследование продукции в процессе производства и выходной контроль, 7) упаковка и хранение готовой продукции, 8) реализация и распределение, 9) монтаж и эксплуатация, 10) техническая помощь в обслуживании, 11) утилизация после использования.

Предложенное ISO деление стадий жизненного цикла продукции или товара (ЖЦТ) не в полной мере отвечает принципом классификации по месту и времени выполнения работ. Например, место и время эксплуатации (9-я стадия) может совпадать с временем и местом оказания технической помощи (10-я стадия). При этом 1-я и 2-я стадии даны укрупненно, а стадия производства разбита на пять стадий (с 3-й по 7-ю). Вместе с тем не выделены в отдельную стадию работы по организационно-технологической подготовке нового производства, отличающиеся значительной сложностью, капитало- и трудоемкостью.

С учетом приведенных аргументов, а также дифференциации затрат по стадиям целесообразна следующая структура ЖЦТ (рис. 1.4).

 

 

Стадии:

1 — стратегический маркетинг,

2 — HИOKР

3 — организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП),

4 — производство,

5 — подготовка товара к функционированию,

6 — эксплуатация и ремонты,

7 — утилизация товара.

Рис. 1.4. Структура жизненного цикла товара

Основные объемы работ, выполняемых на стадиях ЖЦТ:

• на стадии стратегического маркетинга осуществляется стратегическая сегментация рынка, прогноз нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы, формируется стратегия фирмы;

• на стадии НИОКР проводятся научные исследования по проверке возможности материализации нормативов конкурентоспособности, разрабатываются принципиальные вопросы развития технологий, товаров и фирмы, разрабатывается проектно-конструкторская и нормативная документация на новый товар;

• на стадии ОТПП разрабатываются организационные проекты по освоению нового товара, технологии, технологическая оснастка для изготовления товара, нормы и нормативы, нестандартное оборудование, изготавливается технологическая оснастка и оборудование, заключаются контракты на поставку оборудования и инструментов, оснастки и выполняются другие работы по освоению в производстве нового товара;

• на стадии производства организуется материально-техническое обеспечение, производство заготовок, изготовление составных частей продукции, их сборка, проводится тактический маркетинг (тактическая сегментация рынка, реклама, продвижение товара на рынке и т.п.);

• на стадии подготовки товара к функционированию осуществляется его транспортирование до потребителя, монтаж, пуск;

• на стадии эксплуатации и ремонтов — техническое обслуживание и ремонты, непосредственное использование товара;

• на стадии утилизации товара выполняются работы по демонтажу отработанного изделия (при необходимости), его разборки и другие работы. После утилизации отработанного изделия его функции выполняет изделие следующего поколения, т.е. реализуется процесс развития по спирали.

Анализировать ЖЦТ необходимо для установления рациональности и пропорциональности распределения ресурсов по стадиям жизненного цикла, продолжительности работ на этих стадиях и нахождения резервов ресурсосбережения. Статистические данные свидетельствуют о том, что по продукции машиностроения эксплуатационные затраты за нормативный срок ее службы (сумма затрат на 5—7-й стадиях) до 30 раз превышают производственные затраты (сумма затрат на 1—4-й стадиях). Например, структура затрат за жизненный цикл грузовых автомобилей типа ГАЗ 51 за 10 лет их эксплуатации, по расчетам автора, примерно следующая (табл. 1.12).

В затраты на подготовку автомобиля к функционированию входят затраты на доставку автомобиля до потребителя, строительство гаража и ремонтной базы, приобретение оборотного фонда запасных частей, подготовку обслуживающего и ремонтного персонала, т.е. это все единовременные затраты потребителя, кроме цены автомобиля.

 

Таблица 1.12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.