Признак классификации
| Вид маркетинга
| Содержание маркетинга
|
|
|
|
1. Период действия
| 1.1. Стратегический маркетинг
| Комплекс работ по формированию стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозированию стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения, развития производства и нормативов конкурентоспособности, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли
|
| 1.2. Тактический
маркетинг
| Комплекс работ по тактической (кратковременной) сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара
|
2. Область
действия*
| 2.1. Маркетинг идей
общественного
характера
| Разработка, претворение в жизнь и контроль выполнения программ, имеющих цель — добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики
|
| 2.2. Маркетинг
места
| Деятельность по созданию, поддержанию или изменению мнения или отношения клиентов к отдельным местам, месторасположениям объектов
|
| 2.3. Внутренний
маркетинг
| Маркетинг, осуществляемый внутри фирмы по обучению и мотивации персонала, работающего с клиентами
|
| 2.4. Маркетинг организации
| Деятельность с целью создания, поддержания или изменения отношений и поведения всех лиц и организаций, представляющих интерес для данной фирмы
|
| 2.5. Международный (глобальный) маркетинг
| Деятельность фирмы международного характера
|
3. Сфера действия /19/
| 3.1. Потреби-тельский маркетинг
| Маркетинг между фирмами и конечными потребителями, физическими лицами или семьями
|
| 3.2. Индустриаль-ный маркетинг
| Маркетинг между двумя фирмами (юридическими лицами)
|
| 3.3. Социальный
маркетинг
| Маркетинг по удовлетворению социальных потребностей людей бюджетными (государственными) организациями, не ставящими целью получение прибыли
|
4. Вид деятельности
| 4.1. Финансовый
маркетинг
| Маркетинг в области финансовой деятельности
|
| 4.2. Инновацион-ный маркетинг
| Маркетинг в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау
|
| 4.3. Маркетинг
промышленный
| Маркетинг в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции
|
| 4.4. Маркетинг в
сфере услуг
| Маркетинг в области удовлетворения потребности в области оказания различных услуг
|
5. Способ воздействия
/17 /
| 5.1. Прямой маркетинг
| Маркетинг без посредников
|
| 5.2. Телевизион-ный маркетинг
| Маркетинг с использованием телевизионных передач
|
| 5.5. Маркетинг по
почте
| Маркетинг с использованием средств почтовой связи
|
| 5.4. Маркетинг по
каталогам
| Маркетинг рекламы и выбора товаров и услуг с использованием каталогов
|
6. Степень развития рынка
/19/
| 6.1. Пассивный
маркетинг
| Маркетинг в условиях превышения спроса над предложением, ориентированного не на потребителя, а на производство
|
| 6.2. Организаци-онный маркетинг
| Маркетинг, ориентированный на концепцию продаж, на обнаружение и организацию рынков
|
| 6.3. Активный маркетинг
| Маркетинг в условиях превышения предложения над спросом, активного действия закона конкуренции
|
7. Степень развития маркетинга**
| 7.1. Распредели-тельный маркетинг
| Маркетинг по распределению произведенных товаров
|
| 7.2. Функциональ-ный маркетинг
| Маркетинг по производству и распределению товаров
|
| 7.3. Управленче-ский маркетинг
| Маркетинг по созданию, производству и распределению товаров
|
* Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. — М.: Экономика, Дело, 1994.
** Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
Представленная классификация видов маркетинга составлена впервые, на основе работ следующих авторов: по 2-му признаку (область действия) — Е.П. Голубкова; 3-му (сфера действия) и 6-му (степень развития рынка) — Ж.-Ж. Ламбена; 5-му (способ воздействия) — Ф, Котлера; 7-му (степень развития маркетинга) — А.И. Ковалева и В.В. Войленко. Классификация по 1-му и 4-му признакам предложена автором.
Указанные виды маркетинга не дублируют, а дополняют один другой, позволяют изучить проблему со всех сторон. Менеджерам на практике в зависимости от конкретной ситуации, стадии жизненного цикла товара, функции управления и других факторов приходится сталкиваться с разными видами маркетинга. Перед разработкой бизнес-плана основным инструментом повышения качества планирования служит концепция стратегического маркетинга.
Эффективность маркетинга будет высокой при соблюдении научных подходов и принципов управления (менеджмента), изложенных в п. 1.2.
Концепцию стратегического маркетинга рекомендуется реализовывать также при управлении любым объектом. В этом случае стратегический маркетинг будет первой общей функцией управления. Результаты стратегического маркетинга — нормативы конкурентоспособности товаров и стратегии организации — должны лечь в основу стратегических и тактических планов. Это подчеркивает важность изучения потенциальных потребностей и ценностей, проведения стратегической сегментации рынка и разработки нормативов конкурентоспособности объектов.
За общей функцией управления — стратегический маркетинг — следуют функции планирования, организации процессов по выполнению планов, учет и контроль, мотивация и регулирование.
Исходя из предложенной концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи стратегического маркетинга (табл. 1.17).