Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценности. Изучение и четкое формулированиесистемы ценностей для индивидуума, организации, отрасли и других структур является инструментом для стратегической сегментации
Изучение и четкое формулирование системы ценностей для индивидуума, организации, отрасли и других структур является инструментом для стратегической сегментации рынка, определения направлений и параметров развития товаров и услуг, совершенствования систем управления структурами. Поэтому такое большое внимание мы уделяем изучению понятия " ценности".
Для сравнения различных точек зрения представим сущность понятия " ценности", предлагаемого различными авторами (табл. 1.10).
Таблица 1.10
Точки зрения различных авторов на понятия " ценности"
Авторы
| Понятие " ценности"
| Примеры авторов
|
|
|
| С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова(Толковый словарь русского языка. — М., 1997)
| Ценность — это важность, значение чего-либо, ценный предмет, явление
| Материальные, культурные, духовные ценности
| О.С.Виханский,
А.И.Наумов(Менеджмент: Учебник — М., 1998)
| Система норм и ценностей, устоявшихся в коллективе, которые могут быть приняты или не приняты его членом
| Безусловно необходимые для принятия всеми членами организации и принятые, но не обязательно необходимые нормы
| Б.А. Райзберг,
Л.Ш. Лозовский,
Е.Б. Стародубцева
(Современный экономический словарь. — М.: 1998)
| Ценностное суждение — суждение о желательности или нежелательности данного явления, о том что справедливо и несправедливо, что должно и чего не должно быть
| Примеры не приведены
| Ж.-Ж. Ламбен /19/
| Исследование человеческих ценностей фокусируется на важных целях, которые стремится достичь человек. Ценности тесно связаны с потребностями человека, но существуют на более реалистичном уровне
| То же
| Рокич /19/
| Укоренившаяся убежденность, что определенный стиль поведения или конечное состояние существования индивида предпочтительно в личном или социальном отношении противоположному стилю
| Терминальные (конечные) ценности: счастье, мудрость. Инструментальные (опосредованные) ценности: честность, ответственность
| Кайле /19/
| Система восьми терминальных ценностей: уважение к себе, безопасность, теплые взаимоотношения, чувство достигнутого, удовлетворенность собой; уважение со стороны других, чувство принадлежности, радость (удовольствие), приятное возбуждение
| Примеры не приведены
| Шет, Ньюман, Гросс
/19/
| Рыночный выбор покупателя формируется под влиянием пяти групп ценностей: функциональной (полезности блага), социальной (принадлежности к группе), эмоциональной (чувственной), эпистемической (познавательной), условной (ситуационной).
| То же
| М. Мескон,
М. Альберт,
Ф. Хедоури /21/
| Ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни. Ценность всегда предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-либо благом. Ценности приобретаются посредством обучения
| Упорно трудиться — это хорошо". " Демократия предпочтительнее диктатуры". " Быть богатым лучше, чем быть бедным". Мораль, обычаи, табу организации
| Ф. Котлер,
Г. Армстронг,
Д. Сондерс,
В.Вонг/17/
| Предоставляемая потребительская ценность — разность между совокупной потребительской ценностью (как общая сумма ценностей товара, услуг, обслуживающего персонала и товарного образа, которые получает покупатель) и
совокупными затратами потребителя при
покупке товара, это выгода потребителя.
| Примечание: совокупные потребительские затраты — это общая сумма денежных, временных, энергетических затрат, связанных с приобретением товара
| М. Портер /25/
| Система — совокупность цепочек ценностей поставщиков, фирмы, каналов сбыта и покупателей. Цепочка ценности фирмы — совокупность ее специфических функций основной деятельности (снабжение, производство, маркетинг, сбыт, послепродажное обслуживание) и вспомогательной деятельности (планирование, финансы, управление людскими ресурсами, развитие технологии). Конечная ценность — позиционная прибыль от реализации товаров
| Примеры не при
ведены
|
Анализ 10 первоисточников с целью определения сущности понятия " ценности" позволяет сделать следующие выводы.
1. Отсутствует общепринятое понятие. Это затрудняет, а иногда делает невозможными обмен достижениями в данной области, применение блочного метода проектирования (формирования) структур дисциплин, имеющих общие блоки, понятия, принципы и т.д.
2. Авторы рассматривают свои аспекты понятия. Например, вид ценности, прибыль от ее покупки и использования, нормы и правило поведения личности, миссию организации, ее функции и т.п. Многообразие подходов имеет не только негативную сторону, но и позитивную: оно дает пищу для размышлений, позволяет найти рациональное зерно.
3. Некоторые определения не стыкуются с российской экономической и управленческой наукой, видимо, из-за неадекватного перевода и известности авторов. Многие понятия по экономике и менеджменту из переводной литературы будут переходить в российскую теорию и практику. Хотелось бы перенять только лучшее. Отдельные учебники и книги вообще невозможно состыковать в смысле понятий, принципов и т.д. Поэтому считаю целесообразным экономику, маркетинг, менеджмент в российских вузах изучать по отечественным учебникам, а переводную литературу использовать как справочную.
В табл. 1.11 приведен авторский подход к классификации ценностей.
Таблица 1.11
|