Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная научная дисциплина






Цели, задачи, содержание, специфика психологии управления. связь с другими науками. Методологические подходы

Управление является древнейшей областью человеческой дея­тельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и соци­альные ценности.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Фре­дерика Уинслоу Тейлора " Менеджмент" или " Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда /1/.

В 20-е годы известный французский инженер, управляющий ги­гантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки " менеджмента". Книга А. Файоля " Осно­вы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической /2/.

Благодаря А.Файолю управление стали считать особой специфи­ческой деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука — " психология управления".

Прежде чем обратиться к эволюции управленческой мысли, определим основные понятия, которыми оперирует психология уп­равления.

Основные понятия психологии управления

УПРАВЛЕНИЕ — совокупность системы скоординированных мероп­риятий, направленных на достижение значимых целей организации.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ее синонимами являются поня­тия " менеджмент", " организационная психология", " психология организаций".


Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Американцы дают такое определение сущности управления: " Де­лать что-то руками других".

МЕНЕДЖМЕНТ — это управление, руководство, дирекция, адми­нистрация.

В основе понятия менеджмент лежит английский глагол " to manage", что в переводе на русский язык означает " управлять".

Менеджер — это субъект, осуществляющий управленческие функ­ции. Слово " менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубеж­ного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: " Кто управляет — не производит, кто производит — не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг) /3/.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: " Управле­ние — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, эко­номичным и рациональным путем" /3/.

Известный американский ученый П. Друкер также дает опре­деление понятию " управление". С его точки зрения " управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизован­ную толпу в эффективную целенаправленную и производитель­ную группу" /4/.

ОРГАНИЗАЦИЯ — 1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей.

2. Одна из функций управления.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необхо­димо выполнение нескольких обязательных требований. К ним от­носятся:

а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя
членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или
результата, которую принимают как общую для всех члены этой
группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и наме­
ренно работают сообща для достижения значимой для них всех
цели /13/.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.