Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды восприятия






 

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают:

 

1) зрительное восприятие;

2) слуховое восприятие;

3) осязательное восприятие;

4) обонятельное восприятие;

5) вкусовое восприятие.

 

 

Основные свойства восприятия

1. Предметность.

2. Целостность.

3. Структурность.

4. Константность.

5. Апперцепция.

6. Иллюзия.

7. Осмысленность.

8. Активность (избирательность).

 

1. Предметность восприятия– это способность отражать объекты и явления

ре­ального мира в форме отдельных предметов.

 

Возникновение и совершенствование предметности восприятия происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

 

2. Целостность восприятия – это способностьвоспринимать окружающую

действительность в виде целостных образов предметов, которые складыва-

ются на основе обобщения информации (об отдельных свойствах и качест-

вах предмета), получаемой в виде различных ощущений.

 

3. Структурность восприятия. Восприятие доводит до нашего сознания

структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном ми-

ре.

4. Константность восприятия относительное постоянство некоторых

свойств предметов при изме­нении условий их восприятия.

 

Свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

5. Апперцепция восприятия– зависимость восприятия от общего содержания

психической жизни человека.

 

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика, поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

6. Иллюзия восприятия– явление ошибочного или искаженного восприятия.

 

Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями.

 

7. Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет это

значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу,

связать его с определенным словом. В этом выражается связь мышления и

восприятия.

8. Активность (избирательность). В любой момент времени человек вос-

принимает только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то вре-

мя как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е.

не отражаются в сознании человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.