Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскрытие.






Раскрытие преступления есть сторона расследования, отражающая процесс установления сущности, т.е. того общего, что связывает воедино все явления, объекты, предметы, которые были или порождены преступлением или послужили причиной, а также условиями, способствовавшими совершению самого преступления. Результатом раскрытия является возникновение системы конкретного знания о преступном событии.

Раскрытие сущности преступного события происходит в единстве с явлениями, которые отражают, представляют по частям данные о преступлении. Поэтому при раскрытии сущности как преступления в целом, так отдельного его фрагмента необходимо исходить из явлений, опираться на них. Рассмотрение сущности в единстве с явлениями есть методологическое требование, продиктованное действительностью. Таким образом, исходным материалом для раскрытия преступления служит эмпирическое знание, полученное оперативным сотрудником, следователем путем расследования - факты, собранные в результате восприятия или явлений, содержащих признаки связи с преступным событием.

Раскрыть сущность любого единичного факта, а также совокупности фактов, свидетельствующих о происшедшем преступном событии, значит объяснить, обосновать происхождение этих фактов от одной и той же причины и установить всю систему связей, которая порождает эта причина, т.е. само преступление, и которое отражают закон возникновения и существования последнего.

Абстрактное рассмотрение явлений в процессе раскрытия преступлений может начинаться не с отдельных единичных явлений, а с самого преступления как совокупности единичных явлений - первопричины всей системы причинно-следственных отношений, возникающих между явлениями, входящими в содержание преступного события, но пока не известной следователю. На данном этапе результатом раскрытия преступления является, безусловно, теоретическое знание, которое вырабатывает, например, следователь. Однако, это знание имеет вероятностный характер, выступает в форме основополагающих идей следователя, т.е. версий. именно в такой форме теоретического знания предстает в начале раскрытия сущность преступления.

Значение идей-версий о сущности исследуемого преступного события заключается в том, что они определяют исходные точки, приблизительный круг явлений, подлежащих изучению, а также способствуют формированию целей и задач раскрытия, расследования и доказывания преступления. Версионные знания - непременное условие для перехода к конкретному знанию о содержании преступления.

Доказывание.

Доказывание - чрезвычайно важная составляющая расследования, заключающаяся в практической реализации результатов расследования и раскрытия путем поступательного накопления, приращения фактических данных о преступлении и использования их в качестве средств достижения конечного продукта - системы знания в форме доказательств, адекватно отражающей содержание расследуемого, раскрываемого и доказываемого преступления.

Доказывание нельзя рассматривать как обособленный, завершающий этап предварительного следствия, дознания или предварительной проверки, хотя такая грань в какой-то степени прослеживается, но не настолько, чтобы акцентировать на этом внимание. Наоборот, ценность доказывания заключается как раз в том, что оно органично вплетается в ткань расследования и раскрытия преступления. И, поэтому, каждый раз, когда возникает необходимость в

доказательственном признании и оформлении результата, происходящего от взаимодействия расследования и раскрытия, оно " вклинивается" в общий познавательный комплекс расследования. Это приводит к возникновению доказательств в криминалистическом уголовно-процессуальном или оперативно-розыскном смысле.

Доказывание ответственно за процесс поступательного превращения предмета (содержание исследуемых явлений, связанных с событием преступления) в средство (промежуточное, частичное знание о предмете), дающее возможность перехода к познанию новых сторон преступления. Не только операциональное знание, но и предметное (содержательное) знание является средством достижения истины о преступлении. В реальной практической деятельности постоянно наблюдаются переходы и превращения предмета (продукта) в средства и наоборот.

Доказыванием сооружается архитектура " знаниевого здания" о преступлении, где каждый кирпичик (доказательство) является опорой для другого кирпичика (доказательства) и в котором нельзя построить верхние этажи (и " здание" в целом), не воздвигнув фундамент и нижние этажи. Любое единичное знание о том или ином явлении преступного события, полученное в процессе его расследования и раскрытия, отражает какую-либо конкретную связь с другим явлением преступления и тем самым выступает элементом доказывания, а именно - средством перехода к исследованию содержания, сущности следующего другого явления, на которое указывает данная связь.

Доказыванием реализуется функция оценки информации, оказывающейся в " переработке" субъектом расследования, что ведет к целесообразному ограничению знания, которое в конечном итоге получает статус доказательства. Не вся информация находит свое место в материалах уголовного или оперативного дела, а лишь та, которая действительно является необходимым и достаточным звеном в системе доказательств, которую выстраивает соответствующий криминалист.

Доказывание в структуре расследования окончательно формирует систему знания о преступлении (систему доказательств). Систематизация о преступлении в знаковой, документальной форме соответствующего дела представляет собой объективизацию результатов той или иной формы расследования, что, с одной стороны, удостоверяет (фиксирует в целом) продукт оперативно-розыскного, дознавательского или следственного труда, с другой - создает необходимые условия для практического потребления знания о преступлении, адекватно отражающего истинное содержание последнего, сферой правосудия.

Таким образом, раскрытие, расследование и доказывание составляют диалектическое единство содержания расследования, выражающее ее сущность как практического познавательного процесса. Это единство предполагает наличие противоречий между рассмотренными познавательными составляющими этой деятельности, которые и разрешаются в поле их взаимодействия по достижению истинного знания о преступлении.

Стратегия (логическая структура) расследования.

Стратегия расследования, раскрытия и доказывания - это отраженная в профессиональном сознании и примененная на практике объективная логика движения по пути к достижению истинных знаний о преступлениях. Это самое общее определение стратегии, в котором отражена сущность данного реального предмета и его понятия.

Для того, чтобы познать, объективно исследовать каждое преступление необходимо вначале выяснить, понять логику профессиональной деятельности по его раскрытию и расследованию, далее построить, воссоздать эту деятельность в мышлении, понятиях и категориях, а затем, применив полученные таким образом знания о закономерных особенностях пути достижения истины о преступлении, пройти этот путь в действительности.

Основным противоречием, которое разрешает расследование, является информацинное противоречие - противоречие между знанием и незнанием о преступлении. Разрешение данного противоречия имеет сложную протяженность во времени и пространстве. Оно целиком и полностью зависит от состояния " развернутой истины" - той объективной системы причинно-следственных взаимосвязей, в которую входят все факты, составляющие содержание конкретного преступления и которая возникает каждый раз тогда, когда совершается это конкретное преступление. В этом случае субъект расследования как бы в обратном порядке " восстанавливает" по указанным взаимосвязям картину преступного события и создает систему знаний (доказательств), адекватную системе реальных фактов.

Стратегию можно рассматривать в качестве общего метода раскрытия и расследования преступлений независимо от формы расследования. Профессор Белкин Р.С. высказал по этому поводу очень важную и продуктивную (в духе диалектико-материалистического принципа соответствия мышления действительности) мысль о том, что общий метод расследования существует, но чтобы его иметь, нужно встать на " путь максимально возможной адаптации частной криминалистической методики к обстоятельствам конкретного акта преступления". Такая адаптация как раз и возможна через конструирование любой частной криминалистической методики (расследование хищений, расследование краж и др.) на элементной базе стратегии раскрытия и расследования преступлений, ибо ее элементы наиболее точно воспроизводят логические переходы к знанию о преступлении.

Элементы стратегии расследования.

Каковы основные элементы стратегии расследования? Их семь, это: выявление криминальной ситуации, формирование исходной информации о преступлении, криминалис­ти­чес­кий анализ исходной информации, построение версий, разработка версий, пла­ни­рование расследования преступления, практическое осуществление отдельных этапов расследования: первоначального последующе­го, завершающего (см. схе­му).

Стратегия есть логическая структура расследования. Причем структура, имеющая достаточно строгую детерминацию ее составных элементов, в которой нельзя, не исчерпав возможности разрешения информационного противоречия в пределах одного элемента перейти к другому, последующему элементу стратегии. Логика развития стратегии такова, что в результате функционирования предыдущего элемента стратегии разрешается одна проблема и тут же в ее недрах возникает другая проблема, которая является предметом воздействия последующего элемента и разрешается им, создавая очередную проблему для третьего элемента и т.д. В этом и есть суть метода познания преступления, говоря словами Энгельса, субъективная диалектика, т.е. стратегия раскрытия и расследования преступления как теория расследования отражает объективную диалектику реального процесса расследования, когда " в качестве методологических выступают принципы, сами являющиеся отражением действительности".

Исторический опыт раскрытия и расследования преступлений выработал, отражая объективные закономерности динамики функционирования этой профессиональной деятельности, три основных этапа ее движения от выявления криминальной ситуации до установления истинных знаний о совершившемся преступлении: первоначальный, последующий и завершающий этапы. Следовательно, элементы стратегии повторяются в расследовании как минимум три раза, но каждый раз на все более высоком познавательном (информационном) уровне, что свидетельствует о спиралевидном характере развития расследования при исследовании конкретного преступления или преступной деятельности.

Этапное представление процесса раскрытия и расследования преступлений - не умозрительное объяснение его расчлененности, а объективная необходимость. первоначальный этап расследования характеризуется множественностью направлений по которым идет поиск доказательственной информации. Эти направления соответствуют количеству версий, выдвинутых и проверяемых вначале расследования. Переход на последующий этап происходит тогда, когда отпадают " несостоятельные" версии и расследование входит в русло подтвердившейся версии, вглубь ее причинно-следственных взаимосвязей фактов, а не вширь, как это происходило на первоначальном этапе. Завершающий или заключительный этап возникает как необходимость устранения отдельных пробелов первоначального и последующего этапов, а также окончательного формирования системы доказательств (знания) и документального оформления взаимосвязи источников доказательственной информации уголовного или оперативного дела (см. схему).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.