Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения и понятия. Допрос - это следственное или судебное действие, заключающееся в полу­чении субъектом расследования (работником органа дознания






Допрос - это следственное или судебное действие, заключающееся в полу­чении субъектом расследования (работником органа дознания, следователем, прокурором, судьей) от допрашиваемых лиц сведений об обстоятельствах пре­ступной деятельности, о ее участниках, иных данных, имеющих отношение к расследуемому событию и помогающих установить истину по уголовному делу. Основные цели и задачи допроса.

1. Получение новых данных о расследуемом событии.

2. Уточнение имеющихся доказательств и их перепроверка

3. Изучение личности подозреваемого, обвиняемого или свидетеля в ходе допроса

4. Формирование на перспективу такой позиции допрашиваемого, которая будет способствовать установлению истины по уголовному делу.

Подготовка к допросу включает в себя:

1. Изучение материалов уголовного дела и личности допрашиваемого.

2. Проведение консультаций со специалистами, в том числе и теми, которые будут принимать участие в допросе.

3. Определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе до­проса.

4. Выбор места допроса, его времени и способа вызова допрашиваемого.

5. Подготовку доказательств для демонстрации и технических средств для фиксации хода допроса.

6. Составление плана допроса.

Рабочий этап допроса делится на несколько стадий:

- предварительная стадия включает в себя фиксирование установочных данных допрашиваемого, установление с ним психологического контакта и на­страивание на дачу показаний;

- стадия свободного рассказа заключается в даче допрашиваемому возможности высказаться по интересующему субъекта расследования вопросу;

- стадия постановки вопросов позволяет восполнить пробелы свободного рассказа, снять те противоречия в показаниях, которые зафиксировал субъект расследования.

Наиболее существенными требованиями, предъявляемыми к постановке вопросов являются следующие:

1. Вопрос должен быть сформулирован ясно и точно, в понятных допрашиваемому терминах и быть по возможности кратким.

2. Вопрос не должен содержать в себе подсказки и намеков на содержание возможного, желательного субъекту расследования, ответа.

3. Вопросы должны быть направлены на стимулирование процессов памяти допрашиваемого и не " запутывать" его.

4. Вопросы субъекта расследования не должны унижать честь и достоинство допрашиваемого или оскорблять его.

5. При формулировании вопросов следует исключать возможность двусмысленных ответов на них.

Вопросы могут задаваться в хронологической последовательности или в обратном порядке. Одним из возможных вариантов является постановка вопросов в разбивку.

В зависимости от сути и содержания вопрос может быть основным или дополнительным, уточняющим и напоминающим или конкретным, т.е. проверяющим ранее сказанное допрашиваемым.

Тактические приемы допроса в бесконфликтной ситуации

- использование при постановке вопроса возможности возбуждения в сознании допрашиваемого определенных ассоциативных связей (ассоциации по смежности, по сходности по контрасту, а том числе и прием дизассоциация);

- допрос на месте происшествия или с использованием фрагментов видеозаписи;

- переформулирование (перефраза) содержания вопроса в понятных доп­рашиваемому терминах;

- предложение допрашиваемому различных точек отсчета времени для пробуждения ассоциативных связей и установления точного времени события.

Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации.

- создание преувеличенного представления допрашиваемого о степени информированности субъекта расследования;

- использование положительных качеств допрашиваемого для склонения его к даче правдивых показаний;

- пресечение отвлеченных и неконкретных рассуждений допрашиваемого, информационный и коммуникативный вакуум;

- изменение темпа допроса, как правило в сторону его форсирования;

- допущение легенды, сообщаемой допрашиваемым и пресечение лжи;

- скрупулезная детализация показаний;

- разъяснение сущности чистосердечного признания.

Контрольные вопросы.

1. Понятие и значение допроса.

2. Перечислите составляющие тактики допроса.

3. Обоснуйте необходимость проведения подготовки к допросу.

4. Какие тематические ситуации могут возникнуть в ходе допроса, и как это повлияет на используемые тактические приемы?

5. Дайте классификацию тактических приемов допроса (на основе дополнительных литературных источников).

6. Каким образом производится фиксация результатов допроса?

Ответы на контрольные вопросы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.