Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобный Диодор Юрьегорский






Среда (380 лет памяти Святого Диодора Юрьегорского)

Родился Диодор в последней четверти ХУ1 века, по другим сведениям в конце ХУ1 века в деревне Матвеевской Городецкого прихода Посадской волости Онежского уезда (бывший Каргопольский уезд) Архангельской губернии; при крещении, нареченный Диамидом; по другим источникам родился в селе Турчасово Каргопольского уезда – скончался в г. Каргополе 27 ноября 1633г

Житие сообщает, что отца его звали Ерофеем, мать – Марией. У их сына Диомида, так звали святого Диодора в миру, рано проявилась склонность к монашеской жизни. В пятнадцатилетнем возрасте с благословения своих родителей он ушел на богомолье в Соловецкий монастырь и оставался там на долгие годы. Он полюбил монастырскую жизнь и трудился в славной обители четыре года, проходя разные службы с полным послушанием, без всякого прекословия и «ропота, за что и любим, был всеми».

Послушник Диомид ревностно посещал монастырские богослужения, первым приходя в храм и хранил целомудрие и чистоту помыслов, и последним его покидая. Когда исполнилось 19 лет, игумен Соловецкого монастыря Антоний совершил над ним монашеский постриг и получив имя Диодора (в переводе с греческого это имя звучит, как «Божий дар»).

Отец Ерофей под старость также пришел на Соловки, и провел там последние годы, приняв монашество. Житие сообщает, что Диодор сам похоронил своего отца (здесь же на Соловках был его родной брат, имя не известно).

Новоначальный монах был отдан под руководство опытного старца Иосифа, выходца из Новгорода. Старец этот «был великим почитателем пустынного, отшельнического монашества и нередко рассказывал своему юному послушнику, как в лесных дебрях спасаются святые пустынники». Эти рассказы возбудили в молодом монахе желание подражать святым пустынножителям.

За годы жизни на Соловках у Диодора сформировалось желание отшельнической жизни. Несколько раз он покидал монастырь. Однажды ушел «в пустыню» на 40 дней, «питаясь только водой и росой». К счастью для него, его обнаружили Соловецкие монахи и еле живого принесли в обитель. Возможно, что после этого у любого другого человека мечта о пустынножительстве исчезла бы навсегда, но Диодор принадлежал к людям иного склада характера. Когда он немного окреп, то снова ушел в лес, где поселился в сделанной своими руками хижине, «трудясь днями и проводя ночи в молитве».

За склонение к пустынножительству монастырского лекаря Кирика, врачебное искусство которого было крайне нужно монастырю, у монахов терпение лопнуло и отшельников вернули в монастырь силой. Диодора «как виновника всему и как главного злодея, заковали в железо и бросили в больницу». Пять с половиной месяцев он пробыл «в строгом заключении, не имея возможности выйти ни в церковь, ни к братии». Тогда любитель пустынного жития тайно покинул монастырь. Шесть месяцев он прожил среди лесной чащи на Соловецких островах. Затем тайно покинул Соловки, переплыв море на лодке к устью реки Онеги, и отправился вверх по Онеге. Он миновал родное Турчасово, Ямецкую пустынь, и поднявшись вверх по реке Онеге, свернул на речку Кену, миновал Кенорецкий монастырь, далее пройдя Кенозеро, достиг Почозеро. Ни в одном из монастырей по пути он не задерживался, он искал свою пустынь. На Почозере такого места он не нашел. Тогда он вернулся на Кенозеро и поселился на Тыр – Наволоке., где был избит крестьянами, опасавшимися, их земли отойдут к монастырю, который он планировал построить.

Несмотря на людскую несправедливость, преподобный кротко молился за своих обидчиков. А когда за него заступился влиятельный в тех краях человек (московский торговый гость Надея Светешников), преподобный Диодор попросил его не мстить людям за сделанное ими зло. Одумавшись, крестьяне попросили у преподобного прощения. Даже соглашались на то, чтобы он и дальше жил в их краях. Диодор их простил, но на Кенозере не остался, и ушел в другое место, находившееся в «147 верстах к юго –западу от города Онеги; называлось оно – «Юрьева гора». В этом пустынном месте семь лет прожил преподобный Диодор в полном одиночестве.

Здесь, Диодор устроил себе келию и водрузил крест. Молва о нём вскоре же разнеслась по селениям и привлекла к нему многих ревнителей иноческого жития, вскоре к нему пришел некий инок Прохор, который «увидел труды преподобного, удивился его вышеестественному житию» и остался у него. В 1626г. на восточном склоне Юрьевой горы близ озера Юрьского (позднее Монастырского озера) был основан «Даминова пустынь или Юрьевогорский монастырь»)

По преданию местных жителей, на вершине холма Юрьевой горы с незанятных времен находилось языческое святилище. Не раз местные жители, оказываясь там, слышали колокольный звон. А самому преподобному Диодору явился некий святолепный муж, повелев основать здесь монастырь в честь Святой Троицы.

В 1626г. Диодор направляется в Троицко – Сергиеву Лавру, а затем в Москву к знакомому ещё Кенозеру Надею Светичникову, влиятельному лицу в Кремле. Здесь же он встречается с келарем Троицко – Богоявленского монастыря Александром Булатниковым, который дал щедрые пожертвования на строящуюся обитель. А также познакомил преподобного Диодора с инокиней Марфой (в миру боярыней Ксенией), матерью первого царя династии Романовых, Михаила.»Царица – инокиня» Марфа также сделала немалые пожертвования на Свято – Троицкий монастырь. Подарила обители множество икон, книг, церковные сосуды, ризы, колокола, а также двести рублей денег, пообещав, что и впредь не оставит монастырь своей милостью. Познакомила с сыном, царем Михаилом Федоровичем, который выдал Троицкому монастырю свою Грамоту.

Вернувшись на Юрьеву гору, преподобный Диодор приступил к строительству Троицкого монастыря. Первые годы существования Свято – Троицкого монастыря было нелегким. Братия терпела скудость в самом необходимом. Преподобный Диодор своим примером укреплял малодушных, наставляя их мужественно преодолевать искушения. К 1628г. был освящён храм в честь Живоначальной Троицы. К 1633г. возводится колокольня и храм во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы и преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких. Весь монастырь обносится оградой на земляном валу, высота которого с северо –восточной стороны достигает 8 метров.

Отдаленная местность и отсутствие пожертвователей не позволили обители существовать самостоятельно, поэтому пустынь была приписана к Каргопольскому Спасо –Преображенскому монастырю. В 1633г. опальный монах Феодосий, направленный в пустынь для исправления патриархом Филаретом, до полусмерти избил Дамиана. Ограбив монастырь и забрав казну, он исчез в неизвестном направлении, уведя с собой 17 из 30 иконов. После случившегося игумен не оправился и в предчувствии близкой кончины принял схиму под именем Диодора. Скончался он 27 ноября 1633г. в Каргополе, куда он приехал по монастырским делам. (по другим сведениям скончался 27 ноября 1634г.).

После кончины тело его пребывало не тленным. Спустя два месяца братия Троицкого монастыря (Прохором) перевезла его мощи в Свято- Троицкую обитель. Похоронен он был рядом с монастырским собором, где от его мощей совершались чудеса. Память преподобного Диодора Юрьегорского почиталась местно, по новому стилю – 3 декабря, по другим сведениям 10 декабря.

Источники:

Е. Пащенко «Сказания о святых подвижниках Архангельской земли» г.Архангельск 2002г.

А.И.Ульянов «Монастыри Онеги» г. Онега 2002г.

Е.Пащенко «Архангельский Патерик» (очерки о церковных подвижниках Архангельской области Х1У по ХХ веках» г. Архангельск 2000г.

Владимир Васёв «Поонежье: Прошлое и настоящее» г. Вельск 2008г.

Геннадий Русский «Клейма к инокам северорусских святых» г. Казань 2002г. и др.

А.И.Ульянов.

 

декабрь






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.