Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социолого-ориентированные модели социальной работы.






Социолого-ориентированные модели СР: теория систем и «модели жизни».

В отличие от психолого-ориентированных, социолого-ориентированные теории видят объект социальной работы в системе социальных отношений. Если теории психосоциальной работы можно рассматривать как теории, описывающие способы достижения индивидом приемлемого уровня психосоциального функционирования на уровне микросреды, то социолого-ориентированные теории по своему характеру ближе к макросоциологическим теориям. К социолого-ориентированным моделям относят теорию систем, теорию экологических систем, радикальную и марксистскую модель социальной работы. Модель социальной работы, основанная на общей теории систем, рассматривает её как открытую динамичную систему, взаимодействующую с другими общественными институтами. Проблемы, с которыми имеет дело социальная работа, понимаются как дезорганизация функционирования общества как целостной системы. Выход из этой ситуации видится в оптимизации связей между различными институтами общества. Системная социальная работа возможна если общество обладает положительной обратной связью, т.е. должен существует способ, каким различные структуры (социальные группы, институты) могут оказывать воздействие на принятие управленческих решений. Близкой к системной теории социальной работы является теория экологических систем, которая так же подчеркивает системный характер организации социального бытия индивида. При этом она акцентирует внимание на его включённость в во внешние социальные и социо-экологические системы и рассматривает взаимодействие этих систем. Индивид и внешнее природное и социальное окружение стремятся к взаимной адаптации. Если человек приспосабливается, претерпевая при этом определённые изменения, и среда поддерживает эти изменения, то взаимная адаптация существует. Возникающие проблемы в данном случае понимаются как рассогласованность в функционировании этих систем, а путь выхода из подобной ситуации видится в необходимости взаимной адаптации этих систем друг к другу. Социальные проблемы сокращают возможности взаимной адаптации индивида и среды. Задача социальной работы в контексте данной теории заключается в том, чтобы способствовать усилению адаптивных способностей человека, а также обеспечить влияние на его окружение, чтобы добиться взаимной адаптации.

Социолого-ориентированные модели СР: радикальная и марксистская.

 

Радикальную модель социальной работы отличает стремление решать проблемы на общесоциальном уровне. Она полагает, что искать источник проблем многих индивидов и групп следует в том социальном порядке, который господствует в данном обществе. Радикальная социальная работа вовлекает клиентов социальной работы в борьбу за свои права. Оставаясь в рамках закона и планируя свою деятельность на легитимных началах, радикальная социальная работа делает ставку на общественное движение, организацию массовых акций, включая пассивное сопротивление, кампании в средствах массовой информации, мирные марши, демонстрации, забастовки и т.п.

Марксистская теория в её изначальном варианте рассматривает капиталистическое общество как преходящее, полное противоречий, неразрешимых в рамках данного общественного строя. Подробно описывая и анализируя недостатки капиталистической системы, марксизм предрекает ему скорую гибель в результате социалистической революции. В таком ортодоксальном марксизме социальная работа получает негативную оценку, поскольку она рассматривается как институт, сглаживающий противоречия капитализма, отдаляющий его неизбежный крах. Умеренный Западный марксизм XX в. оказался либеральнее и ближе к идеям социал-демократии. Он отошёл от классового подхода в оценке общественных явлений и признал существование общечеловеческих ценностей, принял основные ценности демократии и, прежде всего, принцип политического, идеологического, экономического и культурного плюрализма. Соответственно, он отказался от идеи монополии на истину какого-либо одного учения и монопольного права на власть какой-либо партии, её захвата революционным, т.е. насильственным путём. Как следствие, он оказались лишён установки марксистов-ортодоксов о скорой гибели капитализма и бессмысленности мер социальной помощи. Западный марксизм рассматривает социальную работу как неотъемлемый институт современного демократического общества, который способствует защите прав человека на достойные условия жизни и свободное развитие. Институт социальной работы рассматривается им как одно из средств противостояния в классовом соперничестве, инструмент отстаивания интересов трудящихся и всех социально незащищённых слоев. Он выступает как средство оказания помощи индивиду, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и предупреждения социальных осложнений в его существовании – путём развития социального страхования и т.д.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.