Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексно-ориентированные модели социальной работы.






Комплексно-ориентированные модели социальной работы ориентированы в своих теоретических посылках и практических приложениях на две или несколько научных дисциплин.

Социально-педагогическая теория социальной работы формулирует свои основные положения, базируясь на данных педагогики, общей и возрастной психологии, социальной педагогики. Основное внимание она уделяет процессу социализации и ресоциализации индивида, влиянию социальной среды, коллектива, взаимодействию с ним как в процессе предметной деятельности, так и за её пределами. В центре внимания данной модели оказываются процессы взаимодействия школы как элемента института образования и общества. В её предмет попадает процесс социального воспитания всех возрастных групп и социальных категорий. При этом она рассматривает воспитательное влияние не только образовательных учреждений, но и других организаций и общественных институтов, непосредственно не связанных с задачами образования и воспитания. Социальная работа в контексте данной теории видится как деятельность, которая способствует формированию такой социальной среды, которая оказывала бы необходимое воспитательное воздействие на индивидов и социальные группы и тем самым способствовала бы развитию человека в определённом социальном окружении и интеграции его в общество. Задачами социальной работы в этом случае являются гармонизация отношений индивида и группы, коллектива, объединение возможностей различных институтов с целью создания условий для всестороннего свободного развития человека. Ещё одной задачей социальной работы в контексте социально-педагогической теории выступает осуществление функции социального контроля. В частности, она предполагает оказание помощи детям, находящимся в социально опасном положении, проведение мер социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних и т.д. Социальная работа рассматривается как инструмент, помогающий оптимизировать связи между институтом образования и социальной средой в условиях усиления социального расслоения в обществе, размывания системы духовно-нравственных ценностей, кризиса семьи, роста правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Ролевая теория социальной работы опирается преимущественно на идеи и методы социологии личности и социальной психологии. Объектом исследования и практического действия здесь оказывается ролевая система личности и сложные взаимоотношения между социальными ролями. Социальная работа, ставит задачу оказания помощи индивиду в освоении новых социальных ролей и разрешении ролевых конфликтов. При исследовании внутри- и межгруппового взаимодействия, определении ролевого распределения и возможностей вмешательства используются методы социальной психологии, в частности, социометрии. Помимо изучения и работы с естественными группами, ролевая теория социальной работы предполагает создание искусственных групп, в которых можно было бы смоделировать определённые стороны общественных отношений, типичные или проблемные жизненные ситуации. Создание подобных групп происходит в рамках использования методики ролевых групп, социально-психологических тренингов, психодрамы и т.п. В контексте задач социальной работы они используются для ряда целей: выбор и апробация новых социальных ролей, своего рода социальное творчество; адаптации к существующей «трудной» роли и роли к себе и т.д.

Когнитивная теория делает акцент на процессах понимания действительности субъектом помощи. Она рассматривает сознание как сложную систему, образованную определёнными элементами – когнициями. Когниции представляют собой содержательные единицы сознания – суждения, идеи, представления. Между когнициями существуют разнообразные взаимоотношения, которые образуют различные сочетания гармоничные или противоречивые. Поскольку сознание представляет собой целостную структуру, все его элементы должны соответствовать друг другу, образуя единую когнитивную систему. Проблемы, переживаемые субъектом понимаются как противоречия в когнитивной системе, которые нарушают целостность личности. Особое значение имеют когниции, отражающие то, как субъект понимает своё индивидуальное и социальное «Я» – себя, других людей, а также свой образ в понимании «другого». Когнитивная модель видит разрешение этих проблем путем устранения данных противоречий, согласования всей когнитивной сферы индивида. Это достигается методами переформулирования некоторых когниций таким образом, чтобы снять указанные противоречия.


27.Государственная социальная политика и социальная работа: взаимосвязь и взаимодействие.

Успешное функционирование социальной работы как общественного института определяется её эффективным взаимодействием с другими институтами общества. Среди них по значимости на первом месте для социальной работы стоит государство, которое определяет курс социальной политики и масштабы развития государственной системы помощи. В современной России, где доля государственного сектора «на рынке» социальных услуг значительно превышает все остальные, взаимосвязь социальной работы и социальной политики государства является одним из факторов, определяющих результативность деятельности института социальной работы в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.